Сущность индивидуальной психологии А.Адлера и К.Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:10, контрольная работа

Описание

Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой, носит название индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентация на других людей - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Работа состоит из  1 файл

Адлер, Юнг, контр.работа .doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

1. Сущность  индивидуальной психологии А.Адлера

 

Направление, основанное Адлером и  продолженное его дочерью Александрой, носит название индивидуальной психологии.

Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

Главная идея Адлера заключалась в  том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентация на других людей - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

  • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
  • признание изначально социальной природы человека;
  • стремление человека к совершенству
  • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все  они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

 

2. Формирование «стиля  жизни» в учении А.Адлера

 

Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для ре­ализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение.

Стиль жизни — это:

1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны:

  • очень раннее формирование;
  • ошибочность;
  • устойчивость.

В рамках своего стиля жизни каждый «человек создает субъективное представление о себе и мире», которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.

 

Стиль жизни складывается надолго  — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее.

Весомое влияние на формирование стиля  жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.

Все люди в своей жизни связаны  троякого рода узами и поставлены перед тремя неизбежными проблемами:

1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».

2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».

3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».

Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассматриваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, индивидуальный стиль жизни...» (Аd1ег А., 1969). Выделенные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концептуальное средство» для лучшего уяснения понятия.

Типы жизненного стиля по Адлеру:

1) полезный;

2) правящий;

3) избегающий;

4) получающий.

Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другие — «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной, неистовой активности. Степень активности играет конст­руктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и  избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих  стилям жизни, отсутствует одна возможная  комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

3. Метод контролируемых ассоциаций К.Юнга

Кроме свободных ассоциаций, Юнг  использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и  символов из других источников.

4. Книга К.Юнга «Психология  бессознательного»

1912 «Психология бессознательного» - в этой книге Юнг отходит от фрейдовской траковки либидо по мнению Юнга, либидо – психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды своей жизни.

5. Основы аналитической  психологии К.Юнга.

В отличие от классического психоанализа в основу аналитической психологии К. Юнга были положены следующие общие  теоретические представления:

    • человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из патологии, что свойственно взглядам З. Фрейда;
    • учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей;
    • психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе;
    • чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его;
    • человек естественным образом развивает религиозную функцию и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозными чувствами;
    • все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фантазиях пациентов;
    • «Я» человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.

Юнг, в частности, ввел в психоанализ  понятие «комплекс», в том числе  и «комплекс Электры», под которым  понималось врожденное эротическое  влечение девочки к отцу и связанное  с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов  личности и психоэнергетическую  основу развития культуры и цивилизации.

Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что  для изучения психики личности может  быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

Основные понятия и методы Аналитической  психологии сформулированы автором  в тавистокских лекциях (Лондон, 1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные  сферы - сознание и психическое бессознательное.  Психология - в первую очередь и по преимуществу наука о сознании. Она же и наука о содержании и механизмах бессознательного. Так как пока не представляется возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неизвестна его природа, то выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание - в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспаривал также позицию Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании Юнг различал эктопсихические и эндопсихические функции ориентации. К эктопсихическим функциям автор относил систему ориентации, имеющую дело с внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим - систему связей между содержанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят:

    • ощущения
    • мышление,
    • чувства,
    • интуиция.

Если ощущение говорит, что нечто  есть, то мышление определяет, что есть эта вещь, т. е. вводит понятие; чувство  информирует о ценности этой вещи. Однако этими знаниями информация о вещи не исчерпывается, так как не учитывает категорию времени. Вещь имеет свое прошлое и будущее. Ориентация относительно этой категории и осуществляется интуицией, предчувствием. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Перечисленные функции представлены в каждом индивиде с различной степенью выраженности. Доминирующая функция определяет психологический тип. Юнг выводил закономерность соподчиненности эктопсихических функций: при доминировании мыслительной функции подчиненной является функция чувства, при доминировании ощущения в подчинении оказывается интуиция, и наоборот. Доминирующие функции всегда дифференцированы, мы в них "цивилизованны" и предположительно обладаем свободой выбора. Подчиненные функции, напротив, ассоциируются с архаичностью в личности, бесконтрольностью. Эктопсихическими функциями не исчерпывается сознательная сфера психического; ее эндопсихическая сторона включает:

Информация о работе Сущность индивидуальной психологии А.Адлера и К.Юнга