Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:28, сочинение
Везде, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они начинают приобретать доминирующее положение. Именно так происходит разделение участников группы. Начинают выделяться лидеры.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии и политологии.
Эссе
по предмету
«Социальная психология»
на тему:
«Сущность лидерства»
Выполнил студент гр. 4.3. Ахмедов Р.Н.
Проверил
к.п.н., доцент Басенко Н.А.
2011
Везде, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они начинают приобретать доминирующее положение. Именно так происходит разделение участников группы. Начинают выделяться лидеры.
По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Личность лидера и стиль
его поведения как
Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.
Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.
Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе.
Во-первых, путём опроса членов группы с целью выяснения, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада). Во-вторых, с помощью просьбы в отношении сторонних наблюдателей (или специально приглашенных консультантов) назвать тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения).
Но в реальной жизни, не касаясь научных представлений понятия «лидер», не всегда необходимо его непосредственное выделение из группы. Мы живём и не часто задумываемся о том, кто же из нас является лидером и что это нам даёт. В идеале, говоря о гармоничных взаимоотношениях в обществе, не исключая различного рода конфликты, каждый из участников группы или членов коллектива в процессе взаимной деятельности должен чувствовать себя максимально комфортно, не зависимо от того является ли он лидером. Лидер же по природе своей должен быть человеком готовым взять на себя ответственность в любой критический момент. Это одно из тех качеств, которым любое окружение, пусть и на уровне подсознания, наделяет человека, пользующимся особой популярностью, авторитетом. Отсюда вытекает следующее, немало важное, лидерское качество как уверенность в себе. На мой взгляд, она (уверенность в себе) лежит в основе жизненной деятельности, да и, наверное, в основе жизни в целом каждого из нас. Всё дело в том, что такое ощущение или точнее установка как «у меня всё получится!», «я сумею!» без лишних сомнений и колебаний позволяет человеку более успешно реализовывать себя в обществе. Именно так на начальных этапах жизненного пути, так сказать на практике, начинают заявлять о себе люди с лидерскими качествами. Мы не обращаем на это никакого внимания, но такого рода разделение людей на «ведущих за собой» и «ведомых» происходит с самого нашего детства. Стоит только вспомнить, как в школе первоклашки среди своих сверстниц выбирают ту, которая становится предметом общего обожания и подражания со стороны ровесниц. Или мальчишку, с которым каждый стремится дружить. И такое выделение-разделение сопровождает нас всю жизнь, где у каждого свои роли. На каком бы месте каждый из не оказался, не факт, что мы сохраним изначальную роль на всю жизнь. Всё дело в том, что у каждого из нас существует переломный момент (возможно и не один), когда мы не только переоцениваем окружающую нас среду, но и так называемая «среда» начинает переоценивать нас. Такие перемены не всегда проходят благополучно, но если человеку удаётся пережить этот переломный момент, он становится только сильнее, что влечёт за собой ещё большее уважение со стороны окружения.
В основе таких «ломающих» людей моментов чаще всего, как бы банально это не звучало, лежит материальная база. Период нахождения человеком себя в своей профессиональной деятельности, или на более раннем этапе, то есть так называемого выбора своего дальнейшего профессионального пути сопровождается потребностью финансирования, пускай и не всегда оправдано, но часто того требует условия, в которых мы существуем.
Многие конечно могут осознавать, что финансовая стороны вопроса не является ключевой, но того требует целостное восприятие лидера в том плане, что он не просто «один из нас», «он-лучший», а следовательно пример, своего рода идеал во всех жизненных сферах. Но не стоит забывать о том, что лидер не должен намного возвышаться над всеми, иначе он просто потеряет свою связь с остальными, перестанет быть «одним из нас».
Список использованной литературы: