Сущность механизмов подражания и конкуренции в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы
подросткового возраста
- рассмотреть главные особенности этого периода
- определить особенности механизмов подражания и конкуренции у детей в подростковом возрасте
- обобщить материал о подростковом возрасте

Содержание

Введение……………………………………………………………................................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития личности в подростковом возрасте……………………………………………...........................................................5
1.1.Особенности психосоматических изменений в подростковом возрасте....5
1.2.Сущность кризиса подросткового возраста…………………………...........6
1.3.Особенность развития самосознания в подростковом возрасте………......9
Глава 2. Психологический анализ типичных поведенческих реакций в подростковом возрасте…………………………………………………………………15
2.1.Анализ ведущей деятельности в подростковом возрасте:
- значение группы сверстников
-сущность подражания……………………………………………….…………15
2.2.Негативизм как основа конкуренции в подростковом возрасте……….22
2.3.Анализ причин отклоняющегося поведения подростков (девиантное и делинквентное поведение)……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников...………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Другими словами, за последние 15 лет идея юношеского кризиса как характерного для нормально протекающего отрочества не нашла ни эмпирического, ни клинического подтверждения. Взрослые вправе ожидать вполне социально адаптированных проявлений у детей подросткового возраста, в то же время нужно относиться с пониманием к отдельным проявлениям подросткового кризиса, если они не переходят социально приемлемых рамок. В противном случае бесполезно ждать, что "все образуется" само собой. Требуется такая же психологическая помощь, как и со взрослыми (в то же время практика психиатрических клиник показывает, что диагноз "ситуационные и временные нарушения" ставится 40% подростков и лишь 5% взрослых; то есть даже психиатры ждут, что все образуется само собой, просто с возрастом).

Отдельные проявления подросткового кризиса. Негативизм проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда - в форме разрушительной активности. Субъективные переживания - угнетенное состояние, тоска, подавленность – могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни - дневниках, с близкими друзьями и т.д. Видна некоторая аналогия с первым, детским негативизмом 3 лет. [1, c.55-63]

Интеллектуализация как средство психологической защиты состоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувство беспокойства). Надо отметить, что непродуктивность воображения в сочетании со сверхценными идеями - возможный признак вялотекущей шизофрении. Пример – подросток говорит, что занимается планированием городов, но вычерчивает только сотни примитивных схем, а о реальном планировании городов ничего не читает и не хочет. Еще пример - влечение к таинственным идеям (парапсихологии и так далее) Настораживающим признаком должно стать и неумение подростка связно и последовательно изложить свои идеи; если он в то же время не воспринимают никакой критики в свой адрес.

С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и, безусловно, положительный момент - подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и так далее.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих - родителей, учителей и так далее) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса. Юноша, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами красится и так далее, как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.

Это подчас становится истинной трагедией подросткового возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подросток еще не понимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви – и это нормально. В нем, особенно в мальчике, сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу. Однако необходимая для взросления игра, к несчастью, может слишком рано потерять свой игровой характер - и тогда происходят половые болезни, ранние беременности, самоубийства из-за несчастной любви и так далее.

Это также поиски в выборе профессии. Выбор профессии и подготовка к ней, с точки зрения психологии, должны вначале тоже носить игровой характер. Юноши бросаются в ту или иную профессиональную деятельность, не зная ни ее характера, на своей к ней пригодности, работают в ней с субъективной серьезностью, потом бросают ее и пробуют другую и так далее.

К сожалению, в связи с резким убыстрением научно-технического прогресса карьерно-ориентированные люди не могут позволить себе такой роскоши, что может приводить к серьезным личностным кризисам в среднем возрасте. Поэтому нужно предоставлять, возможно, большую свободу различным пробным проигрываниям социальных ролей (школьное самоуправление, различные организации подростков околополитического характера и так далее). Нужно максимально считаться с субъективной серьезностью таких игр для подростков; в то же время нужно гарантировать, что эти "игры" осуществляются на безвредном материале, то есть грамотно определять границы.

Соединить все эти противоречивые требования крайне трудно, но жизненно необходимо.

Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей систе­мы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наи­более трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учи­тывая новые потребности и новые способности подростка.

Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость на­строения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период более часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии. [7, c.311-328]

1.3.Особенность развития самосознания в подростковом возрасте

Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самокопанию, бесконечному и бесплодному самоанализу. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований.

Развитие самосознания подростков начинается с осознания ими своего поведения (сначала отдельных поступков, потом всего поведения в целом), затем — своих моральных качеств, характера, своих способностей. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Исследования показали, что не все качества личности начинают осознаваться подростком одновременно. Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельности (трудолюбие, настойчивость, внимательность, прилежание), затем — качества, выражающие отношение к другим людям (чувство товарищества, чуткость, сдержанность, упрямство), еще позже — качества, выражающие отношение к самому себе (скромность, самокритичность, хвастливость, зазнайство), и, наконец, — сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство долга, чувство собственного достоинства и чести, принципиальность, целеустремленность).

Такая последовательность в расширении круга осознаваемых качеств личности понятна и легко объяснима: во-первых, учебная деятельность и отношение к людям справедливо считаются подростками основными проявлениями личности; во-вторых, эти качества личности относительно просты и проявляются более наглядно. С течением времени осознаются все более сложные и менее наглядные качества (сравним, например, с этой точки зрения трудолюбие и чувство чести).
         Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, к качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. А. Г. Ковалев справедливо отмечает, как важно правильно оценивать личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний — чувства превосходства над другими и чувства неполноценности.

Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку.

Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания. Новый этап в развитии самосознания подростков связан с выделением образца, своего рода морального эталона, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такие образцы начинают ориентировать его поведение, и это открывает возможность самовоспитания. Тем самым подросток вступает в новый этап своего развития, определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием.

Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков. При этом порой возникает противоречие между родившейся потребностью в самовоспитании и неверием в его возможности. Не умея самостоятельно разобраться в некоторых прочитанных книгах (иногда при чтении популярных книг по физиологии высшей нервной деятельности) и просмотренных кинофильмах, иные подростки приходят к мысли о том, что многие человеческие качества не воспитываются и нет смысла работать над развитием этих качеств. Учение об условных и безусловных рефлексах, как показали наблюдения, школьники нередко воспринимают как учение о биологически предопределенных врожденных формах поведения.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Исследования психологов (в первую очередь Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой) выявили характерные черты чувства взрослости, его содержание и формы проявления. Формирование объективной взрослости наблюдалось в социально-моральной сфере (относительная эмансипация от взрослых, наличие собственных взглядов и суждений), в интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний), в интересах, в элементах романических отношений (подражание взрослым), в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым). Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивать свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Словом, как отмечает А.Г. Ковалев, подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая прежние к нему отношения, сложившиеся в пору его детства.

Значительно реже в подростковом возрасте обнаруживается противоположное качество — боязнь ответственности, нежелание чувствовать и отстаивать свою самостоятельность, пассивность, стремление подольше побыть в состоянии опекаемого и «водимого за ручку» ребенка.

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем он начинает превосходить многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей.

Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте: он нередко выполняет весьма ответственные обязанности в семье, активно участвует в школьной общественной жизни, проявляет известную степень политической зрелости.

Все это верно. Но подросток склонен явно преувеличивать значение этих сдвигов и изменений. Переоценивая свои возможности, подростки приходят к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют на то, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняясь у подростков чувством взрослости, может принять отрицательные формы сопротивления влиянию старших: часто подростки не признают авторитета взрослых, игнорируют предъявляемые им требования. [1,c.111-123]

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости, отсюда — их болезненная чувствительность к оценке взрослых, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, игнорировать их взрослость, недооценить их права.         Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, причем не только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших, как к «маленькому», глубоко обижает его. Ясно, что в общении с подростком следует проявлять тактичность и находчивость. Воспитательная работа должна строиться на постепенном изменении отношения взрослых к подросткам: необходимо признавать их права на относительно большую независимость и самостоятельность (в поведении, в планировании времени, в организации деятельности так далее).

Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля (что было бы грубой ошибкой), так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства — того, что было в какой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику.
        По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотребления тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных диктатов и безапелляционных требований. Подчеркнем, что речь идет не об отказе от требований вообще, а об отказе от грубых и резких форм, о придании требованиям и распоряжениям более тактичной формы. С подростком лучше разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Приказ часто вызывает отрицательную реакцию, тогда как к совету другое отношение, потому что в глазах подростка — это уже форма отношений взрослого с равным. Если директор говорит: «Ребята, мне хотелось бы посоветоваться с вами, как лучше в вашем классе наладить дисциплину», — то это всегда производит благоприятное впечатление. Разумеется, отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения.

Информация о работе Сущность механизмов подражания и конкуренции в подростковом возрасте