Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:35, реферат
В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда - это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п.
Специфические трудности для наблюдения в психологии представляют такие особенности психических явлений как их уникальный характер, неповторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая длительность. В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы. Здесь имеются в виду не только такие сложные образования как личность или межличностные взаимодействия - даже простые рабочие движения в строго постоянных условиях становятся стереотипны, идентичны одно другому после тысячекратных повторений.
Очень кратковременные действия недоступны прямому визуальному наблюдению. Например, некоторые различимые эмоциональные выражения длятся 1/8 сек. и остаются незамеченными даже опытными наблюдателями. Для их наблюдения и фиксации обычно используют ускоренную киносъемку. При слишком большой длительности изучаемого процесса, когда нет возможности наблюдать его непрерывно (например, развитие
11
взаимодействия группы людей при выполнении общей задачи в течение всего рабочего дня) используется методика временной выборки, то есть наблюдение ведется с перерывами.
Вторая группа специфических
характеристик наблюдения в психологии
связана с особенностями
Одна из основных характеристик восприятия человека - избирательность, которая определяется общей направленностью деятельности (ребенку «бросаются в глаза» игрушки, портному - пошив одежды и т.п.). Отбор в восприятии происходит под влиянием смысловых, целевых и операциональных установок человека, а также зависит от физических параметров объекта - его интенсивности, близости, величины и т.д. Известно, что благоприятное действие установок состоит в сенсибилизации восприятия (то есть обострении чувствительности) к значимым для наблюдателя воздействиям. Однако излишне фиксированные установки являются своего рода шорами на глазах, ведут при некоторой неопределенности стимуляции к ошибкам восприятия и содержат опасность ненужной предвзятости в интерпретации наблюдаемого.
Другим источником предвзятости в суждениях наблюдателя может быть известный феномен проекции собственного «я» на наблюдаемое поведение. Наиболее отчетливо он выступил в антропоморфных интерпретациях поведения животных. Феномен проекции провоцируется тем, что самонаблюдению открыта внутренняя сторона поведения, у человека возникает иллюзия, что многое становится понятно, и потому возникает соблазн переноса этого объяснения на поведение другого. Нужна, особая критическая в свой адрес позиция наблюдателя при интерпретации данных наблюдения, чтобы исключить влияние этого источника ошибок.
Возможности прямого наблюдения ограничиваются также рядом индивидуальных характеристик наблюдателя. Объем симультантного восприятия человека не превышает 5-7 дискретных объектов. Для
12
одновременного наблюдения
за большим числом объектов нужно
либо увеличивать число
13
§3. Цели наблюдения.
Научные исследования делятся с точки зрения предварительных знаний об изучаемой реальности на поисковые, цель которых состоит в первом знакомстве с предметом исследования и выдвижением гипотез, и исследования, направленные на проверку гипотез.
Обычно так называемое
поисковое исследование, которое
проводится в начале научной разработки
какой-либо области, ведется экстенсивно,
поскольку имеет цель получить наиболее
полное описание всех присущих данной
области явлений, охватить ее целиком.
Такого рода цель известный советский
психолог М.Я. Басов, автор классического
труда по методике наблюдения, называет
целью вообще наблюдать, наблюдать
все, чем проявится объект, без
отбора каких-либо определенных его
проявлений. Мойман называл такое
наблюдение выжидательным. Примером такого
исследования может служить работа
Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой,
имевшая целью выявить
Совсем иначе строится наблюдение, если цель исследования конкретна и строго определена. Под давлением этой цели во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений. Мейман назвал такое
14
наблюдение исследующим или выбирающим. Пример такого наблюдения возьмем из исследования Ж.Пиаже, который рассматривал представление о предмете как прототип познавательного развития в целом. Для изучения одной из стадий развития, на которой ребенок объединяет общее представление о предмете с отношением «внутри», исследователь из всех возможных видов активности ребенка выбрал для наблюдения только манипулятивные игры и только с такими игрушками (предметами), которые имеют доступную снаружи полость. Наблюдения показали, что способность вкладывать предметы друг в друга возникает позднее, чем требуемые для этого моторные навыки. Наблюдения (в сочетании с теорией) открыли природу тех трудностей, с которыми сталкивается ребенок, пытаясь вложить один предмет в другой: он думал, что два предмета не могут находиться в одном и том же месте одновременно, а теперь узнает, что один предмет может быть внутри другого. Он должен как-то объединить эту информацию и сделать открытие, что два предмета - один внутри другого - подобны одному с точки зрения движения («контейнер» и его содержимое движутся как единое целое), но остаются двумя предметами, которые можно отделить друг от друга.
Таким образом, познавательные
цели ведут к селекции предметного
содержания наблюдения - что наблюдать
и что считать наблюдавшимся
фактом, а тем самым задают требования
к степени избирательности
15
со знаменитым врачом Д'Арсонвалем он измерил статический заряд кожи, а потом обнаружил, что при действии некоторых раздражителей (голубое стекло перед глазами, запах эфира, достаточно сильные эмоции) этот заряд исчезает.
Цели наблюдения могут отличаться и по степени общности изучаемого вопроса. При этом чем более частной является цель, тем более избирательно наблюдение и тем больше оно определено «сверху», то есть сильнее зависит от предварительных знаний наблюдателя об изучаемой области в целом. Это положение поясняется на примере выделения М.Я. Басовым 3-х уровней целей в исследованиях по детской психологии. Главная цель - исследование развития личности ребенка, цель второго уровня - изучение индивидуальных особенностей личности отдельного ребенка и, наконец, частная цель касается изучения какой-либо одной стороны психической жизни ребенка, например, изучение его эмоциональной сферы. Для получения достоверного результата в последнем случае надо знать, что в наблюдаемых эмоциональных выразительных движениях является проявлением индивидуальных особенностей ребенка, а что присуще данному возрасту.
16
§4. Виды организации психологического наблюдения.
В психологических исследованиях
применяется широкое
Систематическое наблюдение в отличие от случайного характеризуется, прежде всего, регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями, определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах. В литературе, особенно иноязычной, термин «систематическое» часто употребляется в значении «систематизированное», определение которого введено в этом тексте ранее.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым, когда наблюдатель, например, смотрит на объект наблюдения через стекло Гезелла. Как подвид выделяется включенное наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым, или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы), включенное наблюдение, с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой стороны, непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и невключенным. Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдение психотерапевта: здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.
17
В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого человека или животного и его требованием является отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественную жизнь «объекта» наблюдения при минимальных искажениях (за счет ограничений ситуации), но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто бывает выжидательным, несистематическим.
Лабораторное наблюдение
позволяет изучать человека в
более удобной для
Важным критерием является
хронологическая организация
Периодические наблюдения - наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного, оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.
Единичные или однократные наблюдения обычно представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и
18
типичными проявлениями изучаемого процесса или феномена.
В заключение необходимо сказать,
что перечисленные
19
Заключение
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.
Какие же конкретные недостатки
метода наблюдения нельзя исключить? В
первую очередь все ошибки, допущенные
наблюдателем. Искажение восприятия
событий тем больше, чем сильнее
наблюдатель стремится