Сущность методов воспитания и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:14, реферат

Описание

Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.»1 Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Работа состоит из  1 файл

воспитание.docx

— 19.47 Кб (Скачать документ)

     1. Сущность методов воспитания  и их классификация 

     Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.»1 Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

     Методами  воспитания современная наука называет способы взаимосвя- занной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше- ние задач воспитания.2 Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность вос- питанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств3.

     Уточним, что специалисты различают методы воспитания и методы вне урочной  воспитательной работы. Вслед за Ю. К. Бабанским ряд ученых рассматривают  обучение и воспитание как единый процесс — целостный педагогический процесс, справедливо считая, что  нет обучения без воспитания. Поэтому  предлагается и единая система методов  целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно  анализируются отдельно в дидактике  и в теории воспитания4. Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалисты, говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания как специфические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивается, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведут образовательные и воспитательные учреждения. Учитывая эту близость методов обучения и воспитания, мы в духе традиции рассматриваем методы воспитания отдельно, соглашаясь с тем, что они используются педагогом в учебной и во внеурочной работе с детьми.5

     От  методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия  или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии  и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные  пособия (кинодемонстрации, картины  и т.д.), которые используются в  процессе реализации того или иного  метода. Например, убеждение как  метод воспитания реализуется с  помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства  и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д. Иногда, однако, разъяснительные  беседы и различные собрания в  работах не строго научного характера  называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой  ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная  беседа или собрание, будучи конкретными  средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных  форм его осуществления и в  этом смысле выполняют роль методов  воспитания. Наконец, необходимо сделать  еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных  занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных  мероприятий.6

     Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят  частный, подчиненный характер. Они  не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут  быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод  у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны  между собой, могут совершать  взаимопереходы, заменять друг друга  в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод  выступает как самостоятельный  путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное  назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В  то же время она может стать  одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. Таким образом, метод  включает в себя ряд приемов, но сам  он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие  методов работы учителя, придают  индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя  разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного  учебно-воспитательного процесса.7

     Методы  воспитания проявляют свое содержание через:

     • непосредственное влияние воспитателя  на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

     • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают  воспитанника изменить собственное  отношение, выразить свою позицию, осуществить  поступок, проявить характер;

     • общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого  для воспитанника, а также благодаря  авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

     • совместную деятельность воспитателя  с воспитанником, общение, игру;

     • процессы обучения и самообразования  и передачи информации, социального  опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального  общения;

     • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы. 8

     Воспитатель выбирает и использует систему методов  соответственно поставленным целям. Поскольку  они являются «инструментами прикосновения  к личности» (А. С. Макаренко), постольку  при их выборе необходимо учитывать  все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность  решения воспитательных задач зависит  от многих факторов и условий, а также  от последовательности и логики применения совокупности методов.

     К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация  помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое  и практическое и тем самым  способствует целесообразному и  более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные  признаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

     1) ориентированные на формирование  положительного опыта поведения  воспитанников в общении и  деятельности;

     2) направленные на достижение единства  сознания и поведения воспитанников;

     3) использующие поощрения и наказания.

     П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку  методов воспитания:9

     - педагог способствует восприятию  мира;

     - педагог помогает ребенку осмысливать  этот мир;

     - педагог инициирует созидание  мира вне и внутри личностной  структуры ребенка.

     Согласно  более или менее разделяемой  всеми учеными классифи- кации  методы воспитания в отечественной  науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:10

     а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод  примера;

     б) методы организации деятельности и  формирования опыта поведе- ния: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспиты- вающих ситуаций;

     в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

     г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опрос- ные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

     Основная  функция первой группы методов состоит  в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в  основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип  воспитания в деятельности. С помощью  методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление  одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников  скорее косвенно.

Информация о работе Сущность методов воспитания и их классификация