Суть проблемы соотношения обучения и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:55, реферат

Описание

Для решения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Рассмотреть суть проблемы соотношения обучения и развития;
Раскрыть основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития;
Исследовать основные направления разработки проблемы обучения и развития в отечественной психологии.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Суть проблемы соотношения обучения и развития. . . . . . . . . . . . . . . . .4
Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Основные направления разработки проблемы обучения и развития в отечественной психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Работа состоит из  1 файл

проблемы соотношения обучения и развития.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии

В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки  зрения на вопрос о соотношении влияния  генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).

К началу 30-х  гг. XX в. более или менее отчетливо  выявились три основные теории о  соотношении обучения и развития: между обучением и развитием  отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).

Эти теории о  соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более  семидесяти лет назад, в некоторой  модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.

Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е  гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).

Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с  концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Асмолов А. Г. Истоки и горизонты культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.
    2. Божович JI. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 173-179.
    3.  Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 288-301.
    4.  Венгер Л. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга / Л. А. Венгер, А. А. Ибатулина // Хрестоматия по детской психологии. — М.: ИПП, 1996.-С. 108-114.
    5.  Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
    6.  Гальперин П. Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - С. 357-388.
    7.  Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка//Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 1996. - С. 23-26.
    8.  Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Известия Академии педагогических и социальных наук. — М., 1996. — № 1.-С. 8-37.
    9.  Крайг Г. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2000.
    10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во, 1972.
    11. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.
    12. ОбуховаЛ. Ф. Возрастная психология. — М.: «Роспедагентство», 1996.
    13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: МПА, 1994.
    14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: «Педагогика», 1989.
    15. Сензитивность возрастная // Психология: Словарь / Под ред.
    16. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
    17. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
    18. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.Эриксон Э. Г. Детст Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.

 

 

 


Информация о работе Суть проблемы соотношения обучения и развития