Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:38, реферат
Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны)
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Физиологические основы восприятия…………………………………………4
2.Свойства и функции восприятия……………………………………………….6
3.Виды восприятия………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….22
Используемая литература……………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Физиологические
основы восприятия…………………………………
2.Свойства и функции
восприятия……………………………………………….6
3.Виды восприятия…………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Введение
Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.
Окружающая
среда в любой момент посылает
нам тысячу всевозможных сигналов,
из которых мы можем уловить лишь
очень небольшую часть. Человеческое
ухо не способно улавливать слишком
высокие для него звуки, тогда
как эти ультразвуки легко
слышит собака, дельфин или летучая
мышь. Пространство пронизывается бесконечным
множеством электромагнитных волн - от
самых коротких (гамма лучи, рентгеновские
лучи) до самых длинных (радиоволны).
Однако наши глаза чувствительны
лишь к небольшому участку спектра,
занимающему промежуточное
Мышление – психический процесс отражения действительности, направленный на развитие и приращение знаний.
Восприятие
- психический процесс, приводящий к порождению
чувственного образа, структурированного
по определённым принципам и содержащего
в качестве одного из исследуемых элементов
самого наблюдателя.
1.Физиологические
основы восприятия
Для того чтобы мы осознали какой - либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, может начаться процесс восприятия. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже этот закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к нервному центру в спинном или головном мозгу. Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающим вызывать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого, низшего центра, и это произойдет раньше чем мы осознаем данное воздействие (одергивание руки при ожоге, сужение зрачков при ярком свете). Сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, а затем идет по двум различным путям: один ведет к коре головного мозга через таламус (скопление ядр серого вещества в головном мозге, расположение между средним мозгом и корой больших полушарий, центр, в котором собираются импульсы от всех органов чувств, кроме органов обоняния, и где осуществляется их первичный анализ и синтез), а другой проходит через фильтр ретикулярной формации (это образование тянется вдоль всей оси мозгового ствола). Выполняет функцию фильтра, который позволяет важным для организма сенсорным сигналам активировать кору мозга, но не пропускает привычные для него или повторяющиеся сигналы, которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал, переданный прямым путем, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если сигнал будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который и приведет к восприятию в собственном смысле этого слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих, тысяч, нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл. Прежде всего внимание коры мозга к стимулу повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией идущей от сенсорного органа, а также, возможно, подключить другие органы чувств. По мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных событий, сохранившимися в памяти. Если сигнал оказывается похожим на что-то уже известное, восприятие приводит к узнаванию. В противном случае оно выражается в осознании какого-то нового аспекта реальности, фиксации его в памяти и создании новых следов которые в свою очередь будут укреплены другими актами узнавания. Таким образом, мозг с начала и до конца жизни создает себе образ реальности, из которого исключены элементы, не связанные с интересами и нуждами индивидуума.
И.П. Павлов
показал, что в основе восприятия
лежат условные рефлексы, временные
нервные связи, образующиеся в коре
больших полушарий при
2.Свойства
и функции восприятия.
Активность
Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта, установка глаза и руки в наиболее удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаз и т.д. Во второй класс входят собственно познавательные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, осуществляется сам процесс построения образа. Происходит непрерывное сравнение образа с оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно вызывает корректирование образа. Следовательно, роль моторики в восприятии не ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, а заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного образа объективного предмета.
Значение активных движений для развития восприятия подтверждают опыты проведенные Р. Хелдом. Для их проведения он использовал специальные очки, вызывающие оптические искажения. Испытуемый, впервые надевающий такие очки, видит мир перевернутым вверх ногами, или с переставленными левой и правой сторонами. Р. Хелд надевал своим испытуемым очки сдвигающие изображение влево на 20 градусов, так, что пытаясь в темной комнате попасть указкой в светящуюся точку испытуемые промахивались как раз на это расстояние. Затем включалось освещение и испытуемым разрешалось ознакомиться с расположением комнат в лаборатории и их оборудованием, при этом одних испытуемых возили в кресле, а другие передвигались по помещению самостоятельно. Через определенный промежуток времени проба на точность попадания была повторена. Оказалось, что «активные» испытуемые научились правильно определять положение цели, а «пассивные» промахивались так же, как и в начале опыта.
Зрительное
восприятие вовлекает многочисленные
источники информации помимо тех, которые
воспринимаются глазом, когда мы смотрим
на объект. В процессе восприятия, как
правило, включаются и знания об объекте,
полученные из прошлого опыта, а этот
опыт не ограничен зрением. Это еще
раз подчеркивает активный процесс
восприятия.
Историчность
Восприятие представляет собой систему перцептивных (перцепция - непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует специального обучения и достаточно долгой практики. Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности. Это значит, что важнейшей характеристикой восприятия является его историчность - обусловленность конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта. Наблюдение над ослепшим в десятимесячном возрасте человеком, которому зрение было возвращено в 52 года, провел английский психолог Р. Грегори. Зрительное восприятие этого человека было ограниченно узнаваемым путем осязания. Он так и не научился читать с помощью зрения, однако узнавал зрительно заглавные буквы и цифры, которые его учили читать в школе для слепых. Рисунки этого человека также свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Например, он не мог нарисовать переднюю часть автобуса, так как не имел возможность исследовать ее руками.
В ходе
социальных контактов ребенок постепенно
усваивает общественно
Таким образом, развитие восприятия приводит к созданию определенной совокупности образов или перцептивных моделей окружения. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия, характеристики и направленность процесса существенно изменяется. Эти изменения, по А.В. Запорожцу, заключаются в том, что субъект не только воссоздает образ объекта, но и переводит полученную информацию на язык оперативных единиц восприятия или перцептивных моделей уже усвоенных. И это преобразование приводит к формированию полноценного адекватного образа.
Предметность
Третьей важнейшей характеристикой восприятия является его предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы восприятия. Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечали появление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное (N2 с.31). Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.
Целостность
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные отношения между звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию, сыгранную в различных тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут оказаться совершенно различными.