Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:52, контрольная работа
Сформировать базовое доверие к миру, преодолеть чувства разобщенности и отчуждения. Максимально нуждаться во взрослом и, в то же время, не иметь специфических средств воздействия на него.
Младенчество
Критерий | Э. Эриксон | Д. Б. Эльконин |
Задача возраста | Сформировать базовое доверие к миру, преодолеть чувства разобщенности и отчуждения. | Максимально нуждаться во взрослом и, в то же время, не иметь специфических средств воздействия на него. |
Толчок для психического развития | Прорезывание зубов | Возникновение нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения. |
Кризис развития | Общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады "мать - ребенок" в результате возвращения матери к профессиональным занятиям и личным интересам. | Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. |
Особенности в поведении развития | Непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у ребенка зачаточное чувство собственной идентичности. | Новообразование.
Ходьба - первое из основных новообразований
младенческого возраста, знаменующих
собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста -- появление первого слова. |
Раннее детство
Задача возраста | Бороться против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. | Усвоить общественно выработанные способы употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. |
Толчок для психического развития | Появление чувства стыда связано с возникновением самосознания | Ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. |
Кризис развития | Ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. | Кризис представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. |
Особенности в поведении развития | Ребёнок может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения и готов превзойти любой идеальный прототип | Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. |
Дошкольный возраст
Задача возраста | Развить активную инициативу и в то же время переживать чувство вины и моральной ответственности за свои желания. | Выйти за пределы
своего семейного мира и
установить отношения с миром взрослых людей. |
Толчок для психического развития | Ребенок жадно
и активно познает окружающий
мир; в игре,
Создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает "экономический этос культуры", то есть систему отношений между людьми в процессе производства. |
Игра, деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. |
Кризис развития | Инициативность является необходимым аспектом любого действия | Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. |
Особенности в поведении развития | Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы | Формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательно деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации. |
Младший школьный возраст
Задача возраста | Сформировать трудолюбие и уметь обращаться с орудиями труда | Уметь учиться самому |
Толчок для психического развития | Ребенок учится
любить учиться и учится наиболее
самоотверженно тем типам
техники, которые соответствуют данному обществу. |
Формирование познавательной мотивации |
Кризис развития | Ребенок переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность | Осознание своих
собственных изменений в |
Особенности в поведении развития | Появляется чувство своего несоответствия требованиям школы | Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. |
Подростковый период
Задача возраста | Осознать себя и своё места в мире | Осознать свою индивидуальность |
Толчок для психического развития | Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. | Особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, особый образ действий. |
Кризис развития | Три линии развития приводят к кризису: это бурный физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); озабоченность тем, "как я выгляжу в глазах других", "что я собой представляю"; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. | Кризис самосознания, преодолев который подросток приобретает "чувство индивидуальности" |
Особенности в поведении развития | Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности. | Безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения |
В связи с
тем, что у Д. Б. Эльконина возрастная
периодизация ограничивается подростковым
возрастом, поэтому я не продолжила периодизацию
по Э. Эриксону.
Курский
Государственный Медицинский
кафедра психологии и педагогики
Зав. кафедрой, доцент Василенко Т. Д.
Самостоятельная работа
по психологии развития:
ТАБЛИЦА
Выполнила:
Студентка 2 курса 1 группы
факультета клинической психологии
Лазарева Г.Л
Проверил:
Смирнов
Н. В.
Курск 2010