Танцевальная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Описание

Танцевальная терапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного, и многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.

Работа состоит из  1 файл

Понятие танцевальной терапии.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

       Концепция реабилитации психически больных была разработана в НИИ им. В. М. Бехтерева М. М. Кабановым в конце 60-х гг. прошлого столетия.

       В последующие десятилетия развития реабилитационного направления в числе методов невербальной психотерапии широко использовались такие методики, как пантомима и лечебная гимнастика, но дальнейшего развития и научно обоснованных исследований, к сожалению, не получили. В настоящее время все большее применение в реабилитации психически больных среди невербальных форм психотерапии находят арт-терапевтические методы.

       Танцевальная  терапия является одной из перспективных  форм невербальной психотерапии, способствующих развитию моторных, эмоциональных и когнитивных компонентов поведения/ В танцевальной терапии велика роль личностного подхода. Главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне особенностей личности больного, но и коррекция его нарушенных взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальный терапевт работает со «здоровым ядром» личности пациентов, раскрывая посредством танца индивидуальность каждого больного, его способность открыто и эмоционально выражать свои чувства.

       Танцевальная  терапия стоит в одном ряду с художественной, музыкальной и драматерапией. Все эти направления получили общее название экспрессивных видов терапии, поскольку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способ актуализировать и развивать креативные процессы. Различные художественные формы танца, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, развивают его силу, укрепляют его Я и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой. Эти экспрессивные формы очень часто используются совместно. Например, танец и движения могут быть задействованы в музыкальной терапии, и в то же время драма-терапия и танцевальная терапия используют в качестве вспомогательного средства живопись. Танцевальная терапия может быть как самостоятельным направлением в реабилитации больных шизофренией, так и вспомогательным методом при проведении вербальной психотерапии.

    5. Структура и техники танцевально-терапевтических сессии

 

       Продолжительность работы зарубежных танцевальных терапевтов с больными на стадии реабилитации довольно велика: она может длиться несколько месяцев. В нашей стране работа танцевальных терапевтов напрямую зависит от финансирования больниц, которое пока ограничено, что заставляет создавать краткосрочные программы и интегрировать подходы.  В связи с этим мы разработали краткосрочный танцевально-терапевтический курс, состоящий из 10 сессий периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 1,5-2 часа.

       Структурирование  сессий осуществляется в зависимости  от конкретных потребностей пациентов. Обычно сессии имеют многочастную структуру. Структура танцевально-терапевтических сессий, разработанная для больных шизофренией, содержит следующие этапы:

  1. разминка (гимнастика цигун или корригирующая гимнастика по системе профессора Ю. А. Афанасьева), задачей которой является подготовка тела к танцу;
  2. обсуждение группой темы сессии, в рамках которой посредством вербального и образного представления темы формулируются задачи последующих этапов;
  3. индивидуальные и общие танцевальные импровизации (спонтанные танцевальные коммуникации в паре и группе, танец с предметами, импровизационный танец), которые используются для стимуляции коммуникативных функций, отреагирования и выражения эмоций, мо-торно-двигательного высвобождения энергии;
  4. показ картины-мишени, отвечающей теме сессии, с последующим ее обсуждением;
  5. релаксация по теме картины, функцией которой является эмоциоально-образное воспроизведение темы сессии в воображении и те 
    лесное расслабление после танцевальной части;
  6. психотерапевтическое рисование собственного видения темы, позволяющее вербализировать переживания во время танца и релаксации;
  7. заключительная часть - общий групповой танец, направленный на закрепление танцевальных коммуникаций.

       Главные цели разработанной групповой модели танцевальной терапии - усилить ресурсы пациентов, снять психо-эмоциональные зажимы с помощью танца, физических упражнений и релаксации, усилить личность пациентов и удлинить «период здоровья». Для того чтобы подготовить пациентов к телесному выражению эмоций в танце, «разогреть» их, мы используем в нашей работе корригирующую гимнастику и танцевальное отзеркаливание движений. Комплекс корригирующей гимнастики включает в себя упражнения на развитие эмоций, например, мы предлагаем изобразить грустного, веселого, удивленного человека. С помощью гимнастики цигун мы начинаем эмоциональную работу с телом (движения ветра, укоренение в земле, раскрытие цветка и пр.). Несмотря на невербальный характер методики, обсуждение темы сессии происходит часто, так как иногда тема, предлагаемая танцевальным терапевтом, кажется не актуальной для группы.

       В этом случае тема заменяется. Танец-импровизация и работа с кинестетической эмпатией используются всегда.

       Часто дополнительно включается в структуру сессии психотерапевтический рисунок. Так как после импровизации идет релаксация под ту же музыку и с той же темой, то рисунок, выполнить который предлагается по окончании релаксации, позволяет впоследствии перевести образ на вербальный уровень, что само по себе является терапевтическим воздействием. Этот образ можно увидеть и обсудить сразу же после завершения картины. Сочетание танца и рисования играет существенную роль в развитии нарушенной моторной координации, особенно дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь рук и зрения, которые играют важную роль в формировании сенсомоторных реакций. Движение глаз, фиксация ими предметов на рисунке, различение ярких красок, прослеживание перемещения предметов и движений в танце способствуют формированию координации ряда функциональных систем, нарушенных в процессе заболевания. Тематический психотерапевтический рисунок упорядочивает необычность ассоциаций, настроение больных. Темы психотерапевтического рисунка подбираются в зависимости от темы танцевально-терапевтической сессии, ими могут быть геометрические фигуры, облака, море, лес, остров, дом, маяк и т. д. В процессе рисования больные либо раскрывают тему сами соответственно своим представлениям, либо отталкиваются от предложенной картины-мишени. На первых пяти сессиях они рисуют цветными карандашами, а затем акварельными красками.

       Основные  сложности при анализе рисунков душевнобольных связаны с оценкой их стилистических особенностей и формально-структурных элементов — линии, цвета, ритма, композиции. Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорции, стереотипии, манерность и вычурность, обилие предметов и их «разорванность» или шаблонность. Часто только с помощью танца или рисунка можно узнать о переживаниях больного. На танцевально-терапевтических сессиях больные чувствуют себя свободно и защищенно. Как сказала одна больная — «только на танцевальной терапии я могу общаться с другими и не бояться, что меня не поймут». Иногда пациенты с невыраженными нарушениями когнитивных функций описывают содержание своих рисунков на оборотной стороне листа, а потом показывают рисунок участникам группы, рассказывают о нем, а группа обсуждает - какие чувства вызвал тот или иной рисунок.

       С помощью рисунков, выполненных после  релаксации, можно в конце сессии закрепить положительную установку, предложив обсудить не проблему, а рисунок, его цветовое и пространственно-образное решение. Так как рисунки всех членов группы демонстрируются все вместе, то существует возможность поговорить о целостном решении темы, о групповой работе, о том, какой рисунок с каким может быть объединен, и кто оказался ближе друг другу в решении темы. На заключительной, десятой, сессии пациенты могут видеть, что они нарисовали в течение десяти сессий и как они продвинулись в образном восприятии мира. Как правило, пациенты реагируют неоднозначным образом: некоторые довольны своей работой, а другим может быть совершенно безразличен результат их творчества. Но это бывает, главным образом, у регрессировавших пациентов. По позитивным реакциям на свою работу можно делать выводы об усилении личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 
 

       Танцевальная  терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.

       Танец является легким способом выражения  эмоций, даже если опыт человека настолько травматичен, что он не может говорить об этом. Поэтому танцтерапия используется в работе с жертвами изнасилования, сексуальных домогательств и инцеста. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

       В танцевальной терапии акцент ставится на честном выражении чувств и  свободном движении, а не на определенных движениях. Дети, которые не могут танцевать сложные танцы и не могут в течение долгого времени сидеть неподвижно (что необходимо в традиционной психотерапии), могут получить пользу от свободно протекающей сессии танцевальной терапии.

       Основными направлениями танцевальной терапии являются: фрейдистский подход, юнгианская техника и направление объектных отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

 
  1. Баскаков  В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии / В. Баскаков.  - М.: Питер, 2002. – 285 с.
  2. Колесникова Г. И. Психологически виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: Учебное пособие / Г. И. Колесникова. – Ростов на Дону: Феникс, Феникс, 2006. – 349 с.
  3. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А. А. Александрова . –М.: Питер, 2008. – 380 с.

Информация о работе Танцевальная терапия