Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании технологий управления конфликтами в организации
Таблица 2. Формы профилактики
в зависимости от типа конфликта
|
|
|
|
|
|
|
|
Стимулирование конфликта трактуют
как вид деятельности субъекта управления,
направленный на провокацию конфликта.
Стимулирование целесообразным отношении
конструктивных конфликтов. Существуют
различные средства стимулирования конфликтов:
вынесение проблемного вопроса для публичного
обсуждения (на собрании, совещании, семинаре);
критика конфликтной ситуации; выступление
с критическим материалом в средствах
массовой информации и т.д. Однако в случае
стимулирования конфликта руководитель
должен быть готов к конструктивному управления
им. Это считается необходимым условием
в управлении конфликтами, нарушение которой,
как правило, приводит к печальным последствиям.
Регулирование конфликта - это
особый вид деятельности субъекта управления,
направленный на ослабление и ограничение
конфликта, обеспечение его развития в
сторону разрешения. Сложный процесс регулирования
предполагает определенную последовательность
этапов в управленческой деятельности.
Решение конфликта - заключительная
фаза в процессе управления, которая обеспечивает
завершение конфликта. Решение может быть
полным и неполным. Полное разрешение
конфликта достигается при условии устранения
его причин, предмета, а также конфликтных
ситуаций. Для неполного решения характерно
частичное устранение причины или конфликтных
ситуаций. В реальной практике управления
конфликтами важно учитывать условия,
формы и способы их решения.
Внутриличностные
методы влияют на отдельную личность
и заключаются в правильной организации
своего собственного поведения, в умении
выразить свою точку зрения, не вызывая
защитной реакции со стороны оппонента.
Методы используются для передачи другому
лицу персонального отношения к определенному
предмету без обвинений и требований,
но с целью изменения индивидуального
отношение другого человека (так называемый
способ «Я-высказывание»). Методы позволяют
человеку отстоять свою позицию, не превращая
оппонента на противника. «Я-высказывание»
особенно эффективно, когда человек отчаянии,
недовольными.
Структурные методы
влияют преимущественно на участников
организационных конфликтов, возникающих
из-за неправильного распределение функций,
прав и ответственности, плохую организацию
труда, несправедливость системы мотивации
и стимулирования работников и др. К таким
методам относятся: разъяснение требований
к работе, использование координационных
механизмов, разработку или уточнение
организационных целей, создание обоснованных
систем вознаграждения. Разъяснение требований
к работе считается одним из эффективных
методов предотвращения и урегулирования
конфликтов. Каждый работник должен четко
представлять себе свои обязанности, ответственность
и права. Метод реализуется на основе составления
соответствующих должностных инструкций
(описание должности) и разработки документов,
регламентирующих распределение функций,
прав и ответственности по уровням управления. Использование
координационных механизмов заключается
в привлечении структурных подразделений
организации и должностных лиц в процесс
управления, в случае необходимости вмешательства
в конфликт и помощи в решении спорных
вопросов между сторонами. К наиболее
распространенным механизмам относится
иерархия полномочий, что упорядочивает
взаимодействие людей, принятие решений
и информационные потоки внутри организации.
При наличии расхождения представлений
сотрудников, с какого вопроса конфликта
можно избежать, можно обратиться к общему
руководителя с предложением принять
необходимое решение. Принцип единоначалия
облегчает использование иерархии для
управления конфликтной ситуацией, так
как подчиненные обязаны выполнять решения
своего руководителя. Разработка или уточнение
общеорганизационных целей позволяет
объединить усилия всех сотрудников организации,
направить их на решение оперативных задач.
Создание обоснованных систем вознаграждения
также можно использовать для управления
конфликтной ситуацией, поскольку справедливое
вознаграждение положительно влияет на
поведение людей и позволяет избежать
деструктивных конфликтов. Важно, чтобы
система вознаграждения не поощряло негативное
поведение отдельных лиц или группы лиц.
Межличностные методы
предусматривают необходимость выбора
адекватной формы влияния на этапах возникновения
конфликтной ситуации или развертывания
конфликта для коррекции стиля индивидуального
поведения его участников с целью предотвращения
ущерба личностным интересам. Наряду с
традиционными стилями конфликтного поведения,
к которым относятся приспособления (уступчивость),
отклонения, противоборство, сотрудничество
и компромисс, стоит обратить внимание
на принуждение и решение проблемы. Принуждение
означает попытки человека заставить
принять ее точку зрения любой ценой. Тот,
кто пытается это сделать, не интересуется
мнением других. Лицо, которое использует
такой подход, обычно ведет себя агрессивно
и для влияния использует власть. Стиль
принуждения может быть влиятельным в
ситуациях, когда руководитель имеет значительную
власть над подчиненными. Недостатком
стиля следует считать подавление инициативы
подчиненных, создание большой вероятности
недооценки важных факторов, поскольку
представлена лишь одна точка зрения.
Подобный стиль может вызывать возмущения,
особенно у молодой и образованной части
персонала. Решение проблемы означает
признание возможности расхождения во
взглядах, готовность ознакомиться с иными
точками зрения для достоверного выяснения
причин конфликта и выбора метода действий,
приемлемого для всех сторон.
Переговоры выполняют
определенные функции, охватывая многие
аспекты деятельности работников. В качестве
метода решения конфликтов переговоры
представляют собой набор тактических
приемов, направленных на поиск взаимоприемлемые
решений для сторон. Для организации переговорного
процесса необходимо обеспечить выполнение
следующих условий: наличие взаимозависимости
конфликтующих сторон; отсутствие значительного
различия в возможностях (полномочиях)
участников конфликта; соответствие стадии
развития конфликта возможностям переговоров;
участие в переговорах сторон, которые
могут принимать решения в определенной
ситуации. Соответствующие агрессивные
действия как методы для преодоления конфликтных
ситуаций являются крайне нежелательными.
Применение этих методов приводит к разрешению
конфликтной ситуации силой с использованием
насилия. Однако бывают ситуации, когда
разрешение конфликта, возможно, только
такими методами.
Таким образом, под конфликтами
в работе понимается столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия. Здесь предполагается,
что субъектом конфликтного взаимодействия
может быть либо отдельный человек, либо
группы людей. Противодействие субъектов
конфликта может разворачиваться в трех
сферах: общении, поведении, деятельности.
Мы придерживаемся следующего
подхода к управлению конфликтом. Управление
конфликтами как процесс включает конкретные
виды деятельности: профилактика и предотвращение
возникновения конфликта; диагностика
и регулирование конфликта на основе корректировки
поведения его участников; прогнозирование
развития конфликтов и оценка их функциональной
направленности; разрешения конфликта.
Содержание управления конфликтами заключается
в строгом соответствии этапов до их динамики. В
своей профессиональной деятельности
менеджер может использовать различные
методы управления конфликтами. Решение
конфликта - заключительная фаза в процессе
управления, которая обеспечивает завершение
конфликта. Полное разрешение конфликта
достигается при условии устранения его
причин, предмета, а также конфликтных
ситуаций. Для неполного решения характерно
частичное устранение причины или конфликтных
ситуаций.
Описание и разбор конкретной конфликтной ситуации.
Руководителю отдела крупного
банка была рекомендована на работу служащая.
Она могла выполнять свои обязанности,
но не склонна была работать в согласовании
с коллегами, «отбывая» работу «от и до»
и не утруждая себя переработкой в случае
аврала. Такой стиль сказывался на командном
духе, ухудшал морально-психологический
климат в коллективе: люди стали оглядываться
на то, кто, сколько работает, перестали
помогать друг другу, качество работы
отдела стало ухудшаться. Важно решить,
какие вопросы должны быть заданы,
чтобы получить информацию, достаточную
для принятия управленческого решения
по персоне подчиненного. И только если
информации достаточно, можно предлагать
варианты действий. При этом важно помнить,
что:
– закрытые вопросы, подразумевающие односложные
вопросы типа «да» и «нет», благополучно
«закрывают» диалог, поскольку своей формулировкой
часто определяют ответ;
– альтернативные вопросы загоняют собеседника
в «ловушку выбора»: он должен либо согласиться
с одним из предложенных вариантов, либо
показать интервьюеру, что его предположения
неверны. Например: «Девушка не справляется
с работой или просто недружелюбна?»
Самый верный ответ: «Ни то, ни другое»
– и мы снова никуда не продвинулись…
Распространенной ошибкой в работе
с конфликтом является стремление интервьюера
самостоятельно ответить на поставленный
им же вопрос, например: «Какие возможности
для сближения новой сотрудницы и группы
использовал руководитель? Ведь он должен
был организовать какую-то неформальную
встречу, чтобы люди смогли узнать и понять
друг друга. Если он этого не сделал, то…». В
таком варианте «консультант» скорее
использует представившуюся возможность
для самопрезентации, но слабо продвигается
к ключевой цели – получить полную информацию
о ситуации. Еще одна ключевая ошибка
– домысливать мотивы поступков и взаимосвязи
участников. Это автоматически происходит
после того, как становится известно, кто
именно рекомендовал принять на работу
новую сотрудницу. Здесь важное правило:
любое предположение должно быть проверено
через вопрос (желательно открытый).
1. Каким образом сотрудница
попала в отдел?
По личной просьбе одного из вице-президентов
банка (непосредственного руководителя
нашего героя). Один из крупных клиентов
(около 15 % оборота банка), бывший однокашник,
попросил его «пристроить и сделать профессионалом»
свою дочь от первого брака.
2. Какими были ожидания
от человека «на входе»?
Ожидалось, что человек заинтересован
учиться работать, будет готов «влиться»
в рабочий ритм и воспринять культуру
отношений в отделе.
3. Почему человек
занял пассивную позицию?
Из-за нежелания работать вообще. На родине
матери работы нет. Приехав к отцу, который
испытывает некоторое чувство вины за
«брошенную» дочь, девушка рассчитывала
удобно устроиться.
4. Каковы ожидания
отца в этой ситуации?
Для отца вряд ли важно, каким профессионалом
станет дочь – скорее, он заинтересован
не иметь проблем и испытать чувство выполненного
долга.
5. Каковы ожидания
вице-президента банка от работы данной
сотрудницы?
Она должна «вписаться» в рабочий коллектив,
желательно, чтобы не было проблем. В случае
хорошей работы и позитивных отзывов самой
служащей есть реальная возможность укрепить
деловые связи с партнером.
6. Существует ли для
нашей героини канал информирования отца
об эффективности деятельности его дочери
на данном рабочем месте?
По соображениям субординации, а также
с учетом «неформальных» каналов – только
через вице-президента банка.
7. Важно ли для данной
сотрудницы мнение окружающих ее коллег,
насколько и в каких областях?
Сотрудница индифферентна к тому, как
к ней относятся: она уверена, что отец
обеспечит ее работой если не здесь, то
в каком-либо ином месте.
Основные вопросы направлены на
выявление всех участников ситуации, анализ
их взаимосвязей, позиций и интересов.
В итоге составляется так называемая карта-схема
ситуации. Рассмотрим некоторые варианты
воздействия на ситуацию и оценим последствия
каждого варианта.
Решение 1. Вариант
«выдавливания» сотрудницы из коллектива
был бы самым простым и произошел бы сам
по себе, но заставил бы вице-президента
банка сомневаться в управленческих способностях
начальника отдела. Кроме того, имиджа
банку в глазах партнера это бы не прибавило,
а то и осложнило бы значимые для вице-президента
отношения. Вы понимаете, кто бы в этом
сценарии, скорее всего, остался бы крайним.
Другое дело, если бы начальник отдела
организовал формирование мнения сотрудников
отдела по поводу необходимости командной
работы. Правда, для этого необходимо вернуться
на предшествующий этап развития группы
и заново работать с установлением групповых
норм по отношению к профессиональной
деятельности. Такой ход, осуществляемый
параллельно с мягким прессингом по отношению
к новой сотруднице, может изменить ее
отношение к профессиональным достижениям.
Решение 2. Вариант
проведения аттестации и увольнения за
ненадлежащее исполнение обязанностей.
Он также не самый лучший, поскольку идет
вразрез с указанием вице-президента банка
«подучить молодого специалиста». Задача
не решается.
Решение 3. Выйти
на руководство для разрешения ситуации,
сложившейся в отделе. Это означает фактическое
перекладывание ответственности на вице-президента.
Все было бы хорошо, если бы не было известно
о существовании его обязательств (пусть
даже устных) перед партнером. Поэтому
подобное обращение означает фактически
столкнуть внутренние интересы вице-президента
банка: ценности профессионального успеха
его организации и необходимость помощи
однокашнику по его личной просьбе (по
сути – мы создадим у шефа ролевой конфликт
между внутренними позициями «руководитель»
и «друг»).
Важно: принимая
управленческое решение о приеме новой
сотрудницы в отдел, вице-президент фактически
разрешил собственную внутреннюю дилемму.
Если прийти к нему, возвратив ему его
конфликт интересов, он будет испытывать
дискомфорт, источником которого будет
считать вас. Защищаясь от «лишнего» напряжения,
вице-президент будет игнорировать сигналы
о проблеме либо выражать агрессию по
отношению к источнику сигнала. Результатом
для героя может стать «как жаль, что вы
с нами больше не работаете». В логике
внутриорганизационной коммуникации
учитывать внутренние обязательства коллег
и руководителей важно, чтобы не спровоцировать
их внутриличностный конфликт, который
может развиться в конфликт межличностный.
Решение 4. Есть
также вариант решения ситуации согласно
законам Паркинсона: перенос акцента ситуации
путем введения в нее других участников.
Если обратить внимание на формулировку
просьбы, поступившей от партнера к вице-президенту
банка, то ситуация может быть решена очень
изящно. Для того чтобы «накопить опыт,
стать профессионалом», нет необходимости
сидеть долго в одном отделе. Есть благовидный
повод перевести эту сотрудницу в другой
отдел (на усмотрение директора) в связи
с тем, что операции, которым занимается
данный отдел, сотрудницей успешно освоены
в полном масштабе. Поэтому она может быть
переведена в другой отдел, где продолжит
профессиональное становление под руководством
опытных наставников, освоит смежные операции
и станет профессионалом. В зависимости
от оргкультуры и уровня отношений начальника
отдела с вице-президентом, диапазон действий
варьируется от личной беседы до докладной
записки (в которой указываются достижения
сотрудницы за прошедший период и делается
вывод о возможности продолжения ее трудовой
практики в других отделах).
Такое решение удовлетворяет партнера,
руководителя банка, руководителя и сотрудников
отдела, а также не противоречит интересам
самой сотрудницы: ей, в принципе, все равно,
где именно работать, – в этом или ином
отделе. Остается только заручиться поддержкой
руководителя одного из смежных отделов
(лучше после того, как вариант решения
согласован с вице-президентом).