Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:29, контрольная работа
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.
Но динамика психической деятельности зависит не только от темперамента.
1. Введение_________________________________________________________3
2. Понятие о темпераменте____________________________________________4
3. Физиологические основы темперамента_______________________________8
4. Из истории учений о типах темперамента_____________________________10
5. Типы темпераментов и их психологическая характеристика______________13
6. Темперамент и личность____________________________________________17
7. Темперамент и деятельность________________________________________ 19
8. Заключение_______________________________________________________22
9. Список использованной литературы__________________________________ 23
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный подход может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интраверты.
Можно
считать уже твердо установленным,
что тип темперамента у человека
- врожденный, а от каких именно свойств
его врожденной организации он зависит,
еще до конца не выяснено.
Глава 6. Темперамент и личность
Темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных характеристик человека и прежде всего характера. Однако темперамент нельзя путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к себе. Люди одного темперамента могут быть добрыми и жестокими, ленивыми и трудолюбивыми, аккуратными и неряшливыми. Темперамент задает лишь динамику психического реагирования.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на менее впечатлительного. Он дольше помнит воздействие на него и дольше сохраняет реакцию на них, кроме того, сила реакции у него значительно больше.
Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо сильнее, чем неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный человек почти не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его собственного "я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, приходится время от времени отступать от число динамических описаний и включать в них характерологические качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и многого другого.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и трудовой деятельности. Так, при умственном труде темперамент проявится в таких характеристиках, как скорость, беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика "втягивания" в работу, эмоциональное саморегулирование по ходу работы, та или иная степень нервного напряжения и утомляемость. Однако свойства темперамента, придавая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.
Глава
7. Темперамент и
деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее появлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. В месте с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
Еще
Б.М. Теплов обратил внимание на то,
что в зависимости от особенностей
темперамента люди различаются не конечным
результатом действий, а способом
достижения результатов. Развивая эту
мысль, ряд отечественных
Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта.
Профессиональный
отбор помогает выделить претендентов
с наиболее подходящими для данной
специальности
Продуктивность
работы человека тесно связана с
особенностями его
С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М. Грановкая: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним допустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика
нужно вовлечь в активную деятельность
и заинтересовать. Он требует к
себе систематического внимания. Его нельзя
быстро переключать с одной задачи на
другую. В отношении меланхолика недопустимы
не только резкость, грубость, но и простой
повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном
меланхоликом, лучше поговорить с ним
наедине. Он требует особого внимания,
следует вовремя хвалить его за проявленные
успехи, решительность и волю. Отрицательную
оценку следует использовать как можно
осторожнее, всячески смягчая ее негативное
действие. Меланхолик - самый чувствительный
и ранимый тип. С ним надо быть предельно
мягким и доброжелательным.
Заключение
Таким
образом, от темперамента зависит каким
способом человек реализует свои действия,
но при этом не зависит их содержательная
сторона. Темперамент проявляется в особенностях
протекания психических процессов, влияя
на скорость воспоминания и прочность
запоминания, беглость мыслительных операций,
устойчивость и переключаемость внимания.
Список
использованной литературы:
1. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. - 175 с. - (Серия "Высшее образование").
2. Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. - М.: Издательство "Экзамен", 2007. - 384 с. (Серия "Курс лекций")
3. Иванов П.И. Общая психология: Пособие для студентов педагогических институтов. Ташкент: Укитувчи, 1967.
4. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. М., 1973.
5. Общая психология. Учебник для вузов. Саратов, 2003.
6. Психология личности: Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: МГУ, 1982.
7.
Психология. Словарь / Под общ.
ред. А.В. Петровского, М.Г., Ярошевского.
М.: Политиздат, 1990.
Информация о работе Темперамент - биологический фундамент личности