Темперамент - биологический фундамент личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:29, контрольная работа

Описание

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Но динамика психической деятельности зависит не только от темперамента.

Содержание

1. Введение_________________________________________________________3

2. Понятие о темпераменте____________________________________________4

3. Физиологические основы темперамента_______________________________8

4. Из истории учений о типах темперамента_____________________________10

5. Типы темпераментов и их психологическая характеристика______________13

6. Темперамент и личность____________________________________________17

7. Темперамент и деятельность________________________________________ 19

8. Заключение_______________________________________________________22

9. Список использованной литературы__________________________________ 23

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

      Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

      Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный подход может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще  легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интраверты.

      Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека - врожденный, а от каких именно свойств  его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. 
 
 
 
 

Глава 6.  Темперамент  и личность

             

      Темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных характеристик человека и прежде всего характера. Однако темперамент нельзя путать с характером, который представляет собой сочетание  наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, в его отношении к миру и к себе. Люди одного темперамента могут быть добрыми и жестокими, ленивыми и трудолюбивыми, аккуратными и неряшливыми. Темперамент задает лишь динамику психического реагирования.

      От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

      Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на менее впечатлительного. Он дольше помнит воздействие на него и дольше сохраняет реакцию на них, кроме того, сила реакции у него значительно больше.

      Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо сильнее, чем неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный человек почти не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

      Импульсивность  проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, нередко сожалея о преждевременных и неправильных реакциях.

      Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его собственного "я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

      Сочетание описанных свойств и создает  индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, приходится время от времени отступать от число динамических описаний и включать в них характерологические качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, культуры, обычаев, традиций и многого другого.

      Динамические  черты личности человека выступают  не только во внешней манере поведения - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей  работоспособности. Естественно, особенности  темперамента сказываются в учебных занятиях и трудовой деятельности. Так, при умственном труде темперамент проявится в таких характеристиках, как скорость, беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика "втягивания" в работу, эмоциональное саморегулирование по ходу работы, та или иная степень нервного напряжения и утомляемость. Однако свойства темперамента, придавая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.

Глава 7. Темперамент и  деятельность 

      Динамические  черты личности человека выступают  не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее появлений.

      Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т.е. конечным результатом  действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. В месте с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

      Еще Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту  мысль, ряд отечественных исследователей провел исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способов решения определенной задачи, обусловленным главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способов выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

      Врожденные  особенности темперамента проявляются  у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта.

      Профессиональный  отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими  качествами, поскольку часть требуемых  некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента.

      Продуктивность  работы человека тесно связана с  особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов.

      С целью оптимизации обучения и  воспитания педагогу важно в своей  деятельности учитывать возможный  тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М. Грановкая: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним допустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

      Флегматика  нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и простой повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. 
 
 
 

Заключение 

      Таким образом, от темперамента зависит каким  способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

          1. Психология и педагогика: Учебное  пособие/Николаенко В.М., Залесов  Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв.  ред. канд. филос. наук, доцент  В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. - 175 с. - (Серия "Высшее образование").

          2. Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов  / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. - М.: Издательство "Экзамен", 2007. - 384 с. (Серия "Курс лекций")

          3. Иванов П.И. Общая психология: Пособие для студентов педагогических институтов. Ташкент: Укитувчи, 1967.

          4. Общая психология / Под ред. В.В.  Богословского и др. М., 1973.

          5. Общая психология. Учебник для  вузов. Саратов, 2003.

          6. Психология личности: Тексты / Под  ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: МГУ, 1982.

          7. Психология. Словарь / Под общ.  ред. А.В. Петровского, М.Г., Ярошевского.  М.: Политиздат, 1990. 
     
     

Информация о работе Темперамент - биологический фундамент личности