Темперамент, характер, воля и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:10, реферат

Описание

"Темперамент", "характер", "воля" - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "воля" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Содержание

Введение
Понятие и типы темперамента.
Определение характера, его основных черт.
Понятие воли.
Взаимосвязь темперамента, характера и воли.

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

          Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

          Формирование характера. Личность и характер

          Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст- от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

          Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость  и другие так называемые «деловые»  качества, как и их антиподы, формируются  позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

          Волевые черты характера  развиваются и закрепляются в  подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию  школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью. 

4. Понятие  воли. 

          Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

          Основные признаки волевого акта:

          а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

          б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

          в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого  в процессе и в результате его исполнения;

          г) нередко усилия воли направлены не только на победу над  обстоятельствами, сколько на преодоление  самого себя. 

          Волевая регуляция  поведения

          Волевая регуляция  поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

          Главную психологическую  функцию воли составляет усиление мотивации  и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые  действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

          На уровне личности проявление воли находит свое выражение  в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

          Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и  претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

          К третичным следует  отнести волевые качества, теснейшим  образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

          Волевые действия можно  подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в  само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.

          Развитие воли у  человека связано:

          а) с преобразованием  непроизвольных психических процессов  в произвольные;

          б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

          в) с выработкой волевых  качеств личности;

          г) с тем, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

          Формирование волевых  качеств личности можно рассматривать  как движение от первичных к вторичным  и далее - к третичным качествам. 

5. Взаимосвязь темперамента, характера и воли. 

          Связь характера  и темперамента заключается в  том, что в некоторых случаях их отождествляют. Например, Э.Кречмер и А.Ружицкий. Противопоставление характера и темперамента можно найти в исследованиях П.Викторова и В.Вирениуса. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью – мы наблюдаем у С.Л.Рубинштейна и С.Городецкого. Темперамент как природная основа характера изучается в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева.

          Основываясь на диалектико-материалистическом понимании психических явлений, важно помнить, что общим для  характера и темперамента является зависимость физиологических особенностей человека от свойств нервной системы.

          Характер и воля связаны постольку, поскольку в  воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.

          Характер так или  иначе связан с особенностью протекания чувств человека. Именно чувства, по мнению К.Д.Ушинского характеризуют особенности каждого человека, его о ношение к миру, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

          К.Юнг предложил  классифицировать характеры в зависимости  от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу. Если говорить о числе черт характера, то важно помнить, что их более 1500, как утверждает С.И.Ожегов.

          Таким образом, можно  сделать вывод о том, что характер – это каркас личности, в который  входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

          - к себе;

          - к другим людям;

          -к порученному  делу;

          - в характере отражаются  волевые качества (готовность преодолевать  препятствия, душевную и физическую  боль, степень настойчивости, самостоятельности,  дисциплинированности, решительности).

          Как характер связан с темпераментом? Это сплав биологических, врожденных свойств высшей нервной  деятельности с приобретенными в  течение жизни индивидуальными  чертами. Так, например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Поэтому недопустимо оправдывать дефекты своего характера тем или иным типом темперамента.

          Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую  называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт (особенностей личности человека, которые систематически проявляются в той или иной деятельности, поведении, общении и пр.). К первой относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели). Ко второй – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Левитов  Н. Д. Психология характера,  изд. 3. М., "Просвещение", 1969

2. Ковалев  А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Гоноболин  Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.

4. Шепель  В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

5. Симонов  П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,

"Наука", 1984.

6. Божович  Л. И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.

Информация о работе Темперамент, характер, воля и их взаимосвязь