Темперамент и его типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:45, реферат

Описание

Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композиций социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История развития учений о темпераменте 4
2. Общая характеристика типов темперамента 9
3. Свойства темперамента 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Темперамент и его типы юургу 91.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

    Продуктивность  всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена  по их продуктам, по результатам, полученным в течение определённого отрезка  времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удаётся больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

    Возбудимость, тормозимость и переключаемость  характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают её, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей [6; c.35].

    Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида.

    Человеку  с повышенной активностью труднее даётся выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

    Темп  работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой - в медленном темпе.

    От  активности и темпа работы зависит  продуктивность действий, связанных  с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

    В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным  образом, только в данном случае они  касаются вербального и невербального  взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

    Значительно различается стиль общения у  сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче  входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. "Продуктивность" их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа - малоактивных и обладающих невысоким темпом [7; c. 72]. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений.

    Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т.е. конечным результатом  действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от способностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

    Ещё Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту  мысль, ряд отечественных исследователей провёл исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определённой задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы [7; c.78].

    Результаты  исследований подавляющего большинства  авторов, независимо от особенностей исследуемых  групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для  данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определённого стиля деятельности.

    Врождённые  особенности темперамента проявляются  у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам P.M. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера - необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы [6; c.46].

    Профессиональный  отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими  качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддаётся тренировке, они ограниченны свойствами темперамента.

    Например, известно, что слаборазвитое чувство  времени или малая скорость двигательной реакции могут быть развиты путём  индивидуальной тренировки лишь в определённых пределах.

    В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие  оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к  различным специальностям.

    Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учётом их психофизиологических характеристик, испытывают большее удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

    Продуктивность  работы человека тесно связана с  особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

    Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют  преимуществ ни в каких видах  деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения.

    Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.

    С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот такие советы даёт P.M. Грановская: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценён. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учёбы [6; c.53].

    Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности  и напряжения. Необходимо постоянно  включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

    Флегматика  нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его  нельзя быстро переключать с одной  задачи на другую. В отношении меланхолика  недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершённом меланхоликом, лучше с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным [9; c.71].

    Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент  выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

    Сочетание описанных свойств и создаёт  индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Темперамент в определенной степени влияет на особенности индивидуального стиля  деятельности человека. Темперамент  также влияет  и на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых  входят движения с такими их существенными  характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь, это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией с неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

    Таким образом, от темперамента зависит, каким  способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит  их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

     Знание  типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

     В данной работе были рассмотрены типы темпераментов, их основные психологические  и физиологические характеристики, взаимодействие различных темпераментов с аспектами окружающей среды. На основе проделанной работы можно сделать вывод, что темперамент является основной составляющей, влияющей  на развитие личности. 
 

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Введение  в психологию. / Под общей редакцией А.В. Петровского. -М.: ОЛМО-ПРЕСС, 1995.
  2. Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. – М.: Наука, 1982.
  3. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  5. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психология индивидуальных различий. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Знание, 1992.
  7. Психология. Учебное пособие. / Под ред. В.В. Крылова. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  8. Психология и педагогика. / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
  9. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1988.
  10. Словарь по общей психологии. - М.: ПРОГРЕСС, 1994.
  11. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Высшая школа, 1999.

Информация о работе Темперамент и его типы