Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:42, контрольная работа
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.
1. Понятие о характере
1.1. Черты характера и отношения личности
1.2. Из истории учений о характере
1.3. Черты характера как побуждения
Глава 2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств
2.1. Системы свойств характера
2.2. Структурные свойства характера
Глава 3. Формирование характера
3.1. Наследственность и характер
3.2. Закономерности формирования характера
3.3. Характер и темперамент
3.4. Характер и деятельность
3.5. Роль подражания в формировании характера
3.6. Характер и фиксированная установка
3.7. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Список используемой литературы
1. Понятие о характере
1.1. Черты характера и отношения личности
1.2. Из истории учений о характере
1.3. Черты характера как побуждения
Глава 2. Структура характера
и симптомокомплексы его
2.1. Системы свойств характера
2.2. Структурные свойства характера
Глава 3. Формирование характера
3.1. Наследственность и характер
3.2. Закономерности формирования характера
3.3. Характер и темперамент
3.4. Характер и деятельность
3.5. Роль подражания в формировании характера
3.6. Характер и фиксированная установка
3.7. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Список используемой литературы
Глава 1. Понятие о характере
Каждый человек отличается
от любого другого своим индивидуальным
психологическим своеобразием. В
этом смысле обычно говорят о чертах,
характерных для данного
1.1. Черты характера и отношения личности
Какие же индивидуально-своеобразные психические свойства человека называются свойствами или чертами характера? В качестве примера возьмем некоторые проявления характера двенадцатилетней ученицы Тоси М.
В школе девочка держится
всегда в стороне от других учеников,
неразговорчива, дичится, робеет, не поднимает
руки на уроке, не высказывается на
классных собраниях. Между тем во
дворе у дома у нее много
подруг, она очень бойкая, веселая.
Таким образом, у Тоси проявляются
два различных свойства характера.
В школе проявляется
Как видно из этого примера, каждая черта характера проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что в каждой черте характера выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности. Тося М. потому так робка, замкнута и застенчива в классе, что, будучи недавно переведена в городскую школу из деревенской, еще отчуждена от детского коллектива и боится, что над ней будут смеяться. У себя же во дворе она бойка, энергична и общительна, потому что сблизилась с соседями, считает себя не хуже детей и равноправно участвует в их играх и затеях.
Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Отношения личности определяют
индивидуальное своеобразие свойства
характера двояким образом. С
одной стороны, от отношений личности
зависит индивидуальное своеобразие
эмоциональных переживаний
С другой стороны, от отношений
зависит индивидуальное своеобразие
способов и качеств действия в
каждой типичной ситуации. Так, в приведенном
примере характер Тоси М. проявляется
в том, как она себя ведет в
школе и дома. Точно так же трудолюбие
как черта характера
Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания, ума, т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не только от положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.
1.2. Из истории учений о характере
Слово «характеристики» для описания индивидуальных особенностей человека впервые употребил греческий философ Теофраст (IV – III в. до н.э.). Его «характеристики», однако содержат лишь описание нравственного облика человека. В таком же смысле термин «характер» употреблял Лабрюйер (XVII в.). Таким образом, уже с самого начала слово «характер» обозначает нечто отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма. В XIX в. начиная с А. Бена, характер стали понимать в чисто психологическом плане – как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А. Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П. Ф. Лесгафт). В XX в. под характером стали понимать не особенности отдельных областей психики, а свойства целостной личности. Эти свойства понимали или как основные побуждения (Л. Клагес), или как склонности и отношения (А.Ф. Лазурский). Наибольшее значение в борьбе материализма и идеализма имел вопрос о наследственном или приобретенном происхождении характера. И. Кант (XVIII в.) считал характер, в отличие от темперамента, приобретенным. Однако при описании индивидуальных особенностей он не различал врожденных и приобретенных свойств. Рибо понимал характер как наследственно обусловленный. Малапер, Фулье и другие различали в характере и наследственные и приобретенные свойства. Полан утверждал, что характер целиком определяется условиями жизни. Борьба этих двух взглядов продолжается в плоть до нашего времени.
1.3. Черты характера как побуждения
Многие черты характера
представляют собой глубокие и активные
побуждения, определяющие действия и
поступки человека. В одинаковых обстоятельствах,
руководимые сходными или одинаковыми
мотивами и отношениями, стремясь к
одним и тем же целям, разные люди
испытывают отчетливо выраженную склонность
к различным характерным для
них способам действий для достижения
целей. В этих склонностях и проявляется
побуждающая сила свойств характера.
Благодаря такой побуждающей
силе свойств характера человек
нередко применяет совершенно нецелесообразные
способы действия, противоречащие объективным
условиям. Он иногда и сам не рад
своему характеру, но не в состоянии
поступать иначе. Так, в исследованиях
одного зарубежного психолога
Такая склонность выбирать нецелесообразный, но характерный для человека способ действия особенно отчетливо проявляется в условиях большого напряжения, в так называемых стрессовых ситуациях.
Вместе с тем если характерный для человека способ действия целесообразен в данной обстановке, то он проявляет гораздо большую энергию, настойчивость и трудоспособность по сравнению с теми случаями, когда он вынужден пользоваться не соответствующими его характеру способами действия.
Таким образом, свойства характера
могут мешать человеку, если они
побуждают его действовать
Так как черты характера
побуждают человека действовать
определенным образом, иной раз вопреки
обстоятельствам, то они лучше всего
обнаруживаются в трудные минуты
жизни. Правдивость, прямота, смелость
побуждают комсомольца
Характер испытывается в
борьбе с противодействующими
Воспитание характера – одна из центральных и важнейших задач воспитания человека – борца за коммунистическое общество.
Глава 2. Структура характера
и симптомокомплексы его
Характер человека не представляет
собой чисто случайной
Системы взаимно связанных
психических свойств называются
симптомокоплексами или факторами.
Анализируя эти системы, мы можем
выяснить, чем определяется структура
характера. Например, может быть выделена
система полярно
Если иметь в виду крайние
полярно противоположные
2.1. Системы свойств характера
В советской психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.
1. Свойства, выражающие
отношение к коллективу и
2. Свойства, выражающие
отношение к вещам (
3. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность).
4. Свойства, выражающие
отношение к труду (трудолюбие,
лень, добросовестность, ответственное
или безответственное
Помимо этих важнейших
свойств характера, которые зависят
не от одного, а от нескольких различных
отношений личности. В систему
свойств «личность – окружающие
люди» входит целый ряд таких,
которые выражают не столько различное
отношение к самому себе, например:
у одних людей –
Следовательно, в одну и
ту же систему свойств, обозначаемую
как «личность – окружающие люди»,
входят свойства, зависящие и от
отношения к людям и
Во взаимосвязи различных
отношений личности проявляются
некоторые общие закономерности
структуры характера личности. Во-первых,
благодаря этой взаимосвязи едва
ли есть такое свойство характера, которое
зависело бы исключительно от одного
какого-либо отношения личности. Скорее
мы должны говорить о некоторых группах
свойств, зависящих лишь преимущественно
от определенного отношения
2.2. Структурные свойства характера
Центральные, стержневые отношения
личности, поскольку они определяются
общественными отношениями, всегда
социально-типичны. Так, центральными,
стержневыми отношениями