Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:06, реферат
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холодей, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в смешное положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая.
Вступительная часть.
І часть. Общая характеристика темперамента.
1.1 Понятие о темпераменте
1.2 Теории темперамента
1.3. Типы темперамента и их психологическая характеристика
1.4. Проявление темперамента в трудовой и учебной деятельности человека
ІІ часть. Практическое применения знаний о темпераменте
Заключение.
Использованная литература
Учитывая, их пластичность и целенаправленно воздействуя на структуру нервной системы, можно влиять на темперамент. Например, зная, что медлительность, свойственная флегматическому темпераменту, в основном обусловлена физиологическими особенностями нервной высшей деятельности, можно в процессе воспитания посредством специальных упражнений повысить интенсивность невродинамических процессов. Устранять в процессе воспитания нежелательные черты темперамента особенно важно и целесообразно в детском и школьном возрасте, когда типологические особенности нервных процессов еще не приобрели устойчивости, а организм ребенка находится в стадии усиленного роста и развития. Участие детей в видах деятельности, связанных с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями (например, систематические занятия подвижными играми и спортом, активная работа в школьных научных и художественных кружках), может в значительной степени содействовать исправлению отрицательных черт флегматического темперамента.
В соответствии с вышесказанным, следует отметить, что формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Заключение
В заключение следует отметить такие основные понятия, раскрытые в данной курсовой работе: обычно понятие «темперамента» сводится к «индивидуальным особенностям» «динамики протекания психических процессов»; в «динамику» включают: темп, ритм, скорость, частоту, амплитуду, продолжительность, периодичность, интенсивность психических процессов, в том числе, такие внешние поведенческие проявления, типа: подвижность, активность или пассивность, быстрота или замедленность реакций.
Также следует отметить, что «чистых» типов темперамента не бывает. Особо было подчеркнуто, что в каждом есть свойства и качества всех темпераментов и характерологических особенностей. Речь может идти лишь о выявлении доминанты, ведущего типа в каждом, остальное же при этом будет представлять фон, на котором этот ведущий тип или доминанта проявляется. Фон частично осознается, а большей частью может и не осознаваться, то есть находиться в сфере бессознательного. Отсюда и возникают трудности определения типа темперамента, как в детстве и молодости, когда переходы из одного состояния в другое достаточно динамичны, так и в зрелом и старом возрасте, когда динамика переходов настолько слаба, что трудно присвоить человеку какую-либо четко определенную темпераментность. В «чистом виде» типы темперамента встречаются исключительно редко. Именно поэтому для целостной личности невозможны исчерпывающие характеристики, а приводимые «изолированные» характеристики условны и служат лишь инструментом поиска правильного психологического подхода в воспитании или самовоспитании.
Знание своего собственного типа темперамента очерчивает круг своих собственных возможностей, определяет свои сильные и слабые стороны, сферы, где требуются усилия для овладения новыми качествами или некая компенсация возможностей. Знание же типа темперамента другого человека позволяет нам определить стратегию поведения и действий относительно этого человека, приспособить к нему язык и манеру общения, а также чего опасаться с его стороны. И то, и другое усиливает эффективность контакта и увеличивает гибкость в общении с человеком.
Темперамент считается обусловленным типом нервной системы и отражает врожденные характеристики поведения. В процессе изучения данной темы стало понятно, что в темпераменте выражается преимущественно динамическое соотношение человека с происходящими событиями. Но это уже психологические нюансы.
Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Под влиянием обучения и воспитания формируются не только свойства темперамента, но и индивидуальный стиль деятельности, по-своему окрашенный этими свойствами. «Индивидуальный стиль деятельности — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности». Чем сложней и ответственней деятельность, тем меньше в ней шаблонов, тем больше проявляется в этой деятельности индивидуальность.
Использованная литература
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
2. Ильин Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости, от типологических свойств нервной системы. – М: Изд. МГУ, 1979.
3. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.
4. Общая психология. Учебник для студентов пед. ивтов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Изд. 2-е, ...
5. доп. и перераб. М., «Просвещение», 1976.
6. Павлов И. П. Поли. собр. соч., т. 3, кн 2. - М.: «Наука» , 1982.
7. Петровский А.В. Введение в общую психологию. - М., 1995.
8. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
9. Психология. Учебник для ВУЗов / Под ред. Рудика П.А. – М.: “Физкультура и спорт”, 1974.
10. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1984.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.
1