Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...
1.Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента……..
2.История учений о темпераменте………………………………………………………
3.Типы темперамента…………………………………………………………………………..
4.Свойства темперамента…………………………….………………………………………
5.Психологические характеристики темперамента……………………………
6.Темперамент и общение………………………………………………………………….
7.Темперамент и личность…………………………………………………………………..
8.Темперамент и характер…………………………………………………………………..
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 46.87 Кб (Скачать документ)

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в  несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как  человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком  часто возникают связанные с  беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и  создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были, время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой  степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и заторможенность. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

 

8.Темперамент и характер.

Характер нередко  сравнивают с темпераментом, а в  некоторых случаях и подменяют  эти понятия друг другом. В науке  среди господствующих взглядов на взаимоотношения  характера и темперамента можно  выделить четыре основных:

1. - отождествление  характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий) ;

2. - противопоставление  характера и темперамента, подчеркивание  антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;

3. - признание  темперамента элементом характера,  его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;

4. - признание  темперамента природной основой  характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического  понимания человеческих явлений, следует  отметить, что общим для характера  и темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно  зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты  характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как  уравновешенность или трудность  вхождения в новую ситуацию, подвижность  или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми  свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает  быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств  характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся  систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях  влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны  и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре  характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения) , обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что  тип характера - это конкретное выражение  в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни  и деятельности человека как представителя  определенной группы, определенного  общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем  и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих  к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные  типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко  фиксируются обыденным сознанием  в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных  обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что  данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент  был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных  подходов к классификации темпераментов  привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.

До сих пор  существуют несколько разные взгляды  на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством, остальные - приобретенным.

Но тем не менее, от темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психологических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических явлений (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия и интроверсия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Темперамент