Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 01:18, реферат
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
Сильный
уравновешенный подвижный тип. Процессы
торможения и возбуждения сильны
и уравновешенны, но быстрота, подвижность
их, быстрая сменяемость нервных
процессов ведут к
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности
психической деятельности человека,
определяющие его поступки, поведение,
привычки, интересы, знания, формируются
в процессе индивидуальной жизни
человека, в процессе воспитания. Тип
высшей нервной деятельности придает
своеобразие поведению
4 Соотношение типов высшей нервной деятельности со свойствами темперамента
Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы.
Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Ленде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить темперамент в зависимость, прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.
Для
темперамента существенное значение при
этом, несомненно, имеет возбудимость
подкорковых центров, с которыми
связаны особенности моторики, статики
и вегетатики. Тонус подкорковых
центров, их динамика оказывают влияние
и на тонус коры, и ее готовность
к действию. В силу той роли, которую
они играют в нейродинамике мозга,
подкорковые центры, несомненно, влияют
на темперамент. Но опять-таки совершенно
неправильно было бы, эмансипируя
подкорку от коры, превратить первую в
самодовлеющий фактор, в решающую
основу темперамента, как это стремятся
сделать в современной
Намеченные им типы нервных систем И.П. Павлов связывает с темпераментом, сопоставляя четыре группы нервных систем (см. 1.5), к которым он пришел лабораторным путем.
Установленная
зависимость между типом высшей
нервной деятельности и темпераментом
представлена в таблице № 1, №2. Таблица
№1
Таблица 1. Темперамент, тип высшей нервной деятельности и динамика поведения
|
Таблица 2 Зависимость темперамента от особенностей нервной системы
Тип темперамента | Сочетание особенностей нервной системы |
Сангвиник | Уравновешенность, сила, подвижность |
Холерик | Неуравновешенность, сила, подвижность |
Меланхолик (неуравновешенный) | Неуравновешенность, слабость, подвижность |
Меланхолик (слабый) | Неуравновешенность, слабость, инертность |
Меланхолик (инертный) | Уравновешенность, слабость, инертность |
Флегматик | Уравновешенность, сила, инертность |
5 Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин - от содержания деятельности.
Темперамент,
влияя на динамику деятельности, может
влиять на ее продуктивность. В разных
видах деятельности роль темперамента
неодинакова. В учебной деятельности
и в массовых профессиях (токарь,
слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель,
инженер) одни свойства темперамента,
необходимы для успешной деятельности
и слабо выражаются у данного
человека, могут быть компенсированы
у него за счет других свойств и
обусловленных ими приемов
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От
темперамента зависит влияние различных
факторов, определяющих уровень нервно-психического
напряжения (например, оценка деятельности,
ожидания контроля деятельности, ускорение
темпа работы, влияние дисциплинарных
воздействий).
Заключение
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А. Галлер, Г. Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.
Не
малый вклад в изучение данного
вопроса внесли работы И.П. Павлова,
Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976 г.), М.В.
Бодунова (1977 г.), В.М. Русалов, И.М. Палей,
Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.
Список
используемой литературы
1. Дружинин
В.Н. Экспериментальная
2. Егорова
Психология индивидуальных
3. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
4. Климов
Е.А. Индивидуальный стиль
5. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995. Ю.Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982.
6. Сидоренко
Е.В. Методы математической обработки
в психологии. - СПб: ООО «Речь», 2000.