Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:21, реферат
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Введение
1. Понятие «Игровая терапия»
2. Типы, виды и формы игровой терапии
3. Стадии процесса игровой терапии
Заключение
Список использованной литературы
Содержание 1. Понятие «Игровая терапия» Заключение Введение
Актуальность
вопроса: В отечественной педагогике
и психологии стало общепринятым, что
игра имеет исключительное значение для
психического развития ребенка и является
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
О первостепенном значении игры для естественного
развития ребенка свидетельствует тот
факт, что ООН провозгласила игру универсальным
и неотъемлемым правом ребенка. В ряде
исследований игра определяется как работа
ребенка. Именно поэтому все большее значение
приобретает игровая терапия – способ
коррекции эмоциональных и поведенческих
нарушений у детей, в основу которого положена
игра. Чтобы понять детей, найти подход
к ним, мы должны взглянуть на ребенка
с точки зрения развития. Не следует рассматривать
их как маленьких взрослых. Их мир реально
существует, и они рассказывают о нем в
игре. Стремясь облегчить ребенку выражение
и исследование собственного эмоционального
мира, терапевт должен освободиться от
своего мира реальностей и словесного
выражения и войти в концептуально-экспрессивный
мир ребенка. В отличие от взрослых, для
которых естественной средой общения
является язык, естественной средой общения
для ребенка является игра и разнообразная
деятельность. Актуальность изучения
процессов игры для использования ее как
психокоррекционного средства неоспорима.
Только хорошо зная механизм воздействия
игры на глубинные психофизиологические
структуры человеческого мозга, можно
эффективно оказать психокоррекционную
поддержку. Кроме того, психокоррекция
с помощью игротерапии не носит лекарственный
характер и, следовательно, является экологичным
способом воздействия на человека. Цель
работы: Изучить теоретические аспекты
игровой психотерапии. Задачи работы: -
Определить что такое игровая
терапия Материалы
и методы. В качестве материала
для исследований выступили учебные материалы
по психотерапии, монографии и статьи
в переодических изданиях и интернет.
В работе использовались аналитические,
теоретические, статистические методы
исследований. Понятие
«Игровая терапия» Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений. Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит вовсе не в том, чтобы изменить ребенка, а, напротив, в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Ограничение целей терапии задачами личностного самоопределения и самоактуализации—развития чувства «Я» и свободы реального самовыражения — определяет круг специфических проблем, подлежащих коррекции: это нарушение роста «Я», самонеадекватность, сомнения и неуверенность в возможностях собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим. Игротерапия соответственно должна широко применяться не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым. Справедливо подчеркивая решающее значение общения ребенка со взрослым для оптимального развития личности ребенка. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. Оценивая эффективность игротерапии как формы коррекции развития, следует руководствоваться двумя критериями. Во-первых, выделения тех аспектов и сторон психического развития ребенка, по отношению к которым следует признать положительный эффект игротерапии. Другими словами, следует ответить на вопрос, какие задачи коррекции психического развития могут быть успешно решены в процессе игротерапии. Во-вторых, стабильностью и устойчивостью эффекта игротерапии по отношению к определенным выборкам и времени сохранения эффекта. Неспецифическим эффектом игротерапии может также выступать позитивная динамика умственного развития ребенка. Однако это достигается не за счет роста собственно интеллекта детей, а за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности. Расширением сферы воздействия игры как психокоррекционного средства, обуславливается необходимость ее более полного и всестороннего изучения. Уже сегодня существуют методики, по которым с большой достоверностью можно диагностировать тот или иной тип поведения человека с помощью игры, различные особенности его характера и взаимоотношений с окружающими. В процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность, и создаются адекватные формы психического реагирования. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширения диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации. Актуальность изучения процессов игры для использования ее как психокоррекционного средства неоспорима. Только хорошо зная механизм воздействия игры на глубинные психофизиологические структуры человеческого мозга, можно эффективно оказать психокоррекционную поддержку. Кроме того, Психокоррекция с помощью игротерапии не носит лекарственный характер и, следовательно, является экологичным способом воздействия на человека. С
древних времен и до наших дней
игра используется человеком для
развития творчества, фантазии, а значит
для развития прогресса во всех областях
жизни. Человеку с детства свойственно
играть. Игра является естественным способом
выражения его мыслей и чувств.
Становясь взрослым, каждый из нас
выстраивает отношения с Типы,
виды и формы игровой
терапии Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько специально отобранных игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игровой терапией. В своем ограничении набора игрушек, предоставляемых ребенку, данный вид игровой терапии близок к принципам Анны Фрейд. В активной терапии была с успехом воспринята выдвинутая Мелани Клейн цель быстрого снижения уровня тревожности у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам. В активной игровой терапии подчеркивалось значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и терапевтом, которые считались диагностически значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми. Наряду с активным параллельно развивался пассивный тип игровой терапии, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто присутствует при ней, находясь в одной комнате с ребенком. По мере того как ребенок в процессе разнообразной активной деятельности выясняет, что ему позволено делать, терапевт постепенно включается в детскую игру. Руководящая роль в игре принадлежит ребенку, терапевт же время от времени предлагает простые интерпретации его действий. В пассивной игровой терапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка с пониманием. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность или чувство незащищенности в игровой форме и в своем собственном темпе. Поскольку ребенок не имеет ограничений в выборе игрушек и роль психолога заключается в пассивном участии в игре, не все содержание детской игры имеет существенное эмоциональное или символическое значение. «В процессе применения игротерапии дети нередко осуществляют спонтанную разработку предмета фантазии, которая имеет непосредственное отношение к их психологическим проблемам». Следующее крупное направление в игровой терапии возникло в 1930-х годах с появлением работы Д. Леви, в которой развивалась идея терапии отреагирования – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви считал, что игра занимает важное место в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения. Он основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках данного подхода терапевт воссоздавал такую ситуацию, в которой специально отобранные игрушки помогали ребенку восстановить свой негативный опыт. Ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он познакомился с комнатой и терапевтом. Затем терапевт использовал определенный игровой материал, чтобы в нужный момент внести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от страха и напряжения, вызванных этим событием. В процессе «разыгрывания» прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего к активной роли деятеля. Следя за игрой, терапевт отражает, обозначая словами, чувства ребенка, которые выражаются им вербально и не вербально. Метод освобождающей игровой терапии может использоваться в сочетании с другими методами. Использование данного метода игровой терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоанализа (для устранения побочных симптомов, например тика). «Г. Хембидж считает себя продолжателем дела, начатого Д. Леви, который на протяжении 30 лет клинической практики разработал ряд способов игровой терапии для детей. Апробированное Д. Леви использование специфических стимулирующих ситуаций, которые предлагались детям для разыгрывания, Г. Хембидж назвал техникой «структурированной игровой терапии». Эта техника интересовала Д. Леви и как исследовательский метод, и как психотерапевтическая процедура». Различные
техники, используемые в психотерапевтической
работе с детьми, подчинены решению
конкретных задач: концентрации внимания,
обеспечения поддержки и Структурированная игровая ситуация используется как стимул с целью создания условий для свободной творческой игры ребенка в процессе терапии. Ребенок
должен быть уже знаком с помещением,
где находится необходимый Введение
структурированной игры предполагает,
что терапевт уже оценил три основных
фактора: 1.
Способность ребенка к 2.
Характер игры. Некоторые формы игры,
например, разыгрывание ситуации соперничества
братьев и сестер, представляются обычно
менее пугающими по сравнению с такими,
как отыгрывание проблемы половых различий.
3.
Способность близких людей Преимущество
структурированной игровой Важно, чтобы психолог не добавил к тревоге ребенка собственные волнения, поэтому использование данного вида игровой терапии предполагает уверенность терапевта в своей способности справиться с этой формой работы. С появлением в начале 1930-х годов исследований Д. Тафты и Ф. Алена, названных терапией отношениями, возникло третье значительное направление в игровой терапии. По выражению Г. Лэндрета – философским основанием для данного направления стала работа О. Ранка, «который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт—клиент», поставив в центре внимания то, что происходит «здесь и теперь», в кабинете терапевта». Идеи О. Ранка легли в основу терапии отношениями, близкой к пассивной игровой терапии. Терапия отношениями целиком имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснить или интерпретировать прошлый опыт. Техника работы с детьми в данном направлении предполагает предоставление ребенку полной свободы заниматься любой деятельностью в присутствии терапевта, которого ребенок может пригласить участвовать в игре, но это участие должно быть минимальным. Право использования или не использования игрового материала предоставляется ребенку. Здесь особо подчеркивается необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменять собственное поведение. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках данного подхода ребенку приходится принимать на себя ответственность за процесс своего развития, а терапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка. Идеи терапии отношениями были подхвачены и внимательно изучены в начале 1940-х годов К. Роджерсом, который расширил первоначальные концепции и разработал метод недирективной терапии, впоследствии получившей название терапии, центрированной на клиенте. Недирективная терапия не делает попыток контролировать или изменять смысловое содержание сознания клиента, она скорее концентрирует внимание на создании терапевтической ситуации, которая дает опыт, в котором становятся возможны изменения, и оставляет индивиду свободу определять природу и направление изменений. Акцент недирективной терапии на способности клиента к самостоятельному разрешению своих эмоциональных проблем обеспечил быстрое распространение этого метода в работе не только со взрослыми, но и с детьми. Недирективная терапия К. Роджерса была успешно использована Г. Лэндретом, В. Экслайн и другими детскими психотерапевтами. Работа В. Экслайн дала начало крупному направлению в игровой терапии. Она успешно применила в игровой коррекционной работе с детьми принципы недирективной терапии, например естественность, стремление индивида к развитию, способность индивида к управлению собственным развитием. Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка, а также для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним. Таким
образом, игровая терапия имеет
долгую историю и существует в
разнообразных формах. На данном этапе
продолжают существовать и развиваться
разнообразные виды активной и пассивной
игровой терапии. Одновременно сохраняет
статус самостоятельного направления
недирективная игровая терапия, включившая
в себя терапию отношениями. Различают две формы игротерапии:
В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Главным критерием предпочтения групповой формы игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранних стадиях детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой игротерапии, выносится на основании анализа истории каждого случая. Если социальная потребность уже сформирована, то формой коррекции личностных нарушений и общения может являться групповая игротерапия. Для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать: -
глубокая степень умственной
отсталости ребенка; Для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Такими противопоказаниями являются: -
ярко выраженная детская Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку к работе в группе. Большое значение для успеха коррекционной работы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Набор игр, применяемых в игротерапии, включает игры со структурированным игровым материалом и сюжетом и неструктурированные игры. Игры
с неструктурированным Игровые
группы для детей 6-9 лет также
необходимы для развития социальных
и коммуникативных навыков у
детей, для обучения игровой деятельности
и для обучения социально-культурным
нормам в игровой форме. Стадии
процесса игровой
терапии Стадии процесса игровой терапии возникают как результат взаимодействия между терапевтом и ребенком, протекающего в безоценочной, свободной атмосфере игровой комнаты, созданию которой способствует терапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку. Эти уникальные живые отношения, в которых принимается и ценится особость и индивидуальность ребенка, дают ему ощущение дозволенности и позволяют расширить горизонты собственного “Я” в соответствии с тем, насколько он чувствует меру принятия себя терапевтом. Это переживание и расширение собственных возможностей часто проявляется в четко обозначающихся стадиях изменений, наступающих по мере развития терапевтического процесса. Анализируя случаи работы с детьми, страдающими различными нарушениями, Муштакас заметил, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса: а)
диффузные негативные чувства, выраженные
в разных точках игры ребенка; Как замечает Муштакас, установки у ребенка с нарушениями, будь то страх, тревога или другие негативные образования, – все они проходят эти стадии по мере развития процесса игровой терапии. Он подтверждает, что межличностные отношения позволяют ребенку выразить и исследовать эмоциональный процесс на различных уровнях и таким образом способствуют его эмоциональному созреванию и росту. В одном из наиболее полных исследований процесса игровой терапии Хендрикс дает описательный анализ процесса игровой терапии, центрированной на клиенте. Она обнаружила, что ребенок на сеансах: 1–4: проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые, описательные и информационные замечания, и выражает одновременно радость и тревогу; 5–8: продолжает исследовательскую, бессистемную, творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражаются радость и тревога; очевидны спонтанные реакции; 9–12: исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с терапевтом возрастает и выдается больше информации о семье и себе самом; 13–16: преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости; 17–20: преобладает разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжаются, усиливается построение отношений с терапевтом, доминирующей эмоцией становится радость; ребенок продолжает сообщать сведения о себе и о семье; 21–24: преобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ролевые игры, возрастает число игр с изображением несчастных случаев. Второе крупное исследование процесса игровой терапии провела Уити. Она обнаружила, что во время первых трех сеансов дети чаще всего проверяют, как терапевт относится к их действиям, демонстрируют высокий уровень тревожности и осуществляют вербальную, невербальную и поисковую игровую деятельность. С четвертого по шестой сеанс любопытство и исследовательская активность снижаются, в то же время агрессивная игра, голосовые эффекты достигают пика. С седьмого по девятый сеанс агрессивная игра почти исчезает, а творческая игра, выражение радости и вербальная информация о доме, школе и других сторонах своей жизни достигают кульминации. С десятого по двенадцатый сеанс максимального развития достигают игры по установлению отношений, и бессюжетная игра почти прекращается. С тринадцатого по пятнадцатый сеанс бессюжетная игра и невербальное выражение гнева достигают максимума, тревожность по сравнению с предыдущими сеансами вырастает, учащаются попытки управлять терапевтом, увеличивается число вербальных взаимодействий. Были также обнаружены различия между мальчиками и девочками. У мальчиков чаще встречались выражения гнева, агрессивные высказывания, агрессивные игры и звуковые эффекты. У девочек чаще наблюдаются творческие игры и игры, отражающие отношения между людьми, а также проявления радости, тревоги, вербальной проверки реакции терапевта и вербализация позитивных и негативных размышлений. Эти
исследования свидетельствуют о
том, что в процессе детской игры
можно различить четкие модели установления
терапевтических отношений в
игровой комнате. По мере развития психотерапевтических
отношений дети начинают выражать чувства
более непосредственно и Заключение
Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов. Цель коррекции, проводимой в рамках терапии отношений состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а, напротив, в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Ограничение целей терапии задачами личностного самоопределения и самоактуализации – развития чувства «Я» и свободы реального самовыражения – определяет круг специфических проблем, подлежащих коррекции: это нарушение роста «Я», самонеадекватность, сомнения и неуверенность в возможностях собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим. Игротерапия соответственно должна широко применяться не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым, справедливо подчеркивая решающее значение общения ребенка со взрослым для оптимального развития личности ребенка. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. Оценивая эффективность игротерапии как формы коррекции развития, следует руководствоваться двумя критериями. Во-первых, выделения тех аспектов и сторон психического развития ребенка, по отношению к которым следует признать положительный эффект игротерапии. Другими словами, следует ответить на вопрос, какие задачи коррекции психического развития могут быть успешно решены в процессе игротерапии. Во-вторых, стабильностью и устойчивостью эффекта игротерапии по отношению к определенным выборкам и времени сохранения эффекта. Неспецифическим эффектом игротерапии может также выступать позитивная динамика умственного развития ребенка. Однако это достигается не за счет роста собственно интеллекта детей, а за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности. Расширением
сферы воздействия игры как психокоррекционного
средства, обуславливается необходимость
ее более полного и всестороннего изучения.
Уже сегодня существуют методики, по которым
с большой достоверностью можно диагностировать
тот или иной тип поведения человека с
помощью игры, различные особенности его
характера и взаимоотношений с окружающими.
В процессе игры укрепляются и развиваются
психические процессы, повышается фрустрационная
толерантность, и создаются адекватные
формы психического реагирования. Обучающая
функция игры состоит в перестройке отношений,
расширения диапазона общения и жизненного
кругозора, реадаптации и социализации.
Литература
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал
ГОУ ВПО Ставропольского
в г. Железноводске
Психолого-педагогический
факультет
РЕФЕРАТ
Тема: «Игротерапия»
Дисциплина:
«Психология игры»
Железноводск, 2011
Информация о работе Теоретические аспекты игровой психотерапии