Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:33, реферат
Основные теоретические положения некоторых наиболее выдающихся представителей гуманистического направления психологии рассматриваются в первой главе данной работы.
Во второй главе затрагивается проблема самоактуализации в контексте теорий К. Роджерса и А. Маслоу.
В последней части работы приводится характеристика целостной, самоактуализированной личности.
Введение…………………………………………………………………….4
I. Теоретические концепции некоторых представителей гуманистической психологии…………………………………………………….6
а) Эрих Фромм……………………………………………………………...6
б) Джордж Келли…………………………………………………………...8
в) Карл Роджерс…………………………………………………………...10
г) Абрахам Маслоу………………………………………………………..11
II. Самоактуализация……………………………………………………...15
III. Характеристики самоактуализирующихся людей………………….19
Заключение………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………...27
Потребность в уединении и уверенность
в себе проявляются также и
в других аспектах поведения
6. Автономия: независимость от
культуры и окружения. Исходя
из характеристик,
У здоровых людей высока степень
самоуправления и «свободы воли». Они
считают себя самоопределяющими, активными,
ответственными и самодисциплированными
хозяевами своей судьбы. Они достаточно
сильны, чтобы не обращать внимание
на мнения и влияния других, поэтому
они не стремятся к почестям, высокому
статусу, престижу и популярности. Они
считают такое внешнее
7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся
люди обладают способностью
Например, сотая радуга так же прекрасна,
как и первая; прогулка по лесу никогда
не бывает скучной; вид играющего ребенка
поднимает настроение. В отличие от тех,
кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся
люди ценят благосклонную судьбу, здоровье,
друзей и политическую свободу. Они редко
жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
Ключевым моментом открытости для
новых переживаний является то, что
самоактуализирующиеся люди не разделяют
переживания на категории и не
гонят их от себя. Наоборот, их субъективный
опыт очень богат, и каждый день жизни
с его обычными делами всегда остается
для них захватывающим и
8. Вершинные, или мистические
переживания. Изучая процесс
По Маслоу, вершинные, или мистические, переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места.
9. Общественный интерес. Даже
когда самоактуализирующиеся
10. Глубокие межличностные
11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся
личности, по
Маслоу, самые «демократичные» люди. У
них нет предубеждений, и поэтому они уважают
других людей, независимо от того, к какому
классу, расе, религии, полу те принадлежат,
каков их возраст, профессия и прочие показатели
статуса. Более того, они с готовностью
учатся у других, не проявляя стремления
к превосходству или авторитарных склонностей.
В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являются элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».
12. Разграничение средств и целей.
13. Философское чувство юмора.
Другой примечательной
14. Креативность. Маслоу обнаружил,
что все без исключения
15. Сопротивление
окультуриванию. И, наконец,
Заключение.
С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что , если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
Гуманистическая
психология не является строго организованной
теоретической системой - лучше рассматривать
ее как движение. Маслоу назвал свой
подход психологией третьей силы.
Хотя взгляды сторонников этого
движения составляют довольно широкий
спектр, они все-таки разделяют определенные
фундаментальные концепции на природу
человека. Практически все эти
концепции имеют глубокие корни
в истории западного
Литература.
1. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999
2. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. – М.: Mass Media, 1999
4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008
5. Фейдимен Д.,Фрейгер Р. "Личность. Теории, упражнения, эксперименты".
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000
Информация о работе Теоретические концепции гуманистической психологии