Теоретические концепции гуманистической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:33, реферат

Описание

Основные теоретические положения некоторых наиболее выдающихся представителей гуманистического направления психологии рассматриваются в первой главе данной работы.
Во второй главе затрагивается проблема самоактуализации в контексте теорий К. Роджерса и А. Маслоу.
В последней части работы приводится характеристика целостной, самоактуализированной личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
I. Теоретические концепции некоторых представителей гуманистической психологии…………………………………………………….6
а) Эрих Фромм……………………………………………………………...6
б) Джордж Келли…………………………………………………………...8
в) Карл Роджерс…………………………………………………………...10
г) Абрахам Маслоу………………………………………………………..11
II. Самоактуализация……………………………………………………...15
III. Характеристики самоактуализирующихся людей………………….19
Заключение………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Гуманистическая теория личности.docx

— 41.82 Кб (Скачать документ)

Потребность в уединении и уверенность  в себе проявляются также и  в других аспектах поведения самоактуализирующихся  людей. Например, они сохраняют спокойствие  и невозмутимость, когда их постигают  личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся  люди стремятся иметь собственный  взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые  демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

6. Автономия: независимость от  культуры и окружения. Исходя  из характеристик, рассмотренных  выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся  люди свободны в своих действиях,  независимо от физического и  социального окружения. Эта автономия  позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.

У здоровых людей высока степень  самоуправления и «свободы воли». Они  считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными  хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому  они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они  считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости  определяется тем, получал ли человек  в прошлом любовь и защиту от других.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся  люди обладают способностью оценивать  по достоинству даже самые  обычные события в жизни, при  этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. 
Например, сотая радуга так же прекрасна, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

Ключевым моментом открытости для  новых переживаний является то, что  самоактуализирующиеся люди не разделяют  переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни  с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим  событием.

8. Вершинные, или мистические  переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному  открытию: у многих его испытуемых  было то, что он назвал вершинными  переживаниями. Это моменты сильного  волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.  Они представляют собой экстатические  состояния, какие переживаются  в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.

По Маслоу, вершинные, или мистические, переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую  гармонию с миром, теряют ощущение своего «я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство  времени и места.

9. Общественный интерес. Даже  когда самоактуализирующиеся люди  обеспокоены, опечалены, а то  и разгневаны недостатками рода  человеческого, их, тем не менее,  роднит с ним глубокое чувство  близости. Следовательно, у них  есть искреннее желание помочь  своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения.  Самоактуализирующиеся люди стремятся  к более глубоким и тесным  личным взаимоотношениям, чем «обычные»  люди. Чаще всего те, с кем они  связаны, более здоровы и близки  к самоактуализации, чем средний  человек. То есть самоактуализирующиеся  люди склонны устанавливать близкие  отношения с теми, кто обладает  сходным характером, талантом и  способностями, хотя благодаря  своему социальному интересу  они обладает особым чувством  эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся  личности, по 
Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.

В то же время Маслоу обнаружил, что  самоактуализирующиеся люди не считают  всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являются элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».

12. Разграничение средств и целей.  В повседневной жизни самоактуализирующиеся  личности более определены, последовательны  и тверды, чем обычные люди, в  отношении того, что правильно  и что ошибочно, хорошо или  плохо. Они придерживаются определенных  нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них  религиозны. Маслоу также отметил  у обследованных самоактуализирующихся  личностей обостренное чувство  разграничение целей и средств  их достижения. В то же время  они часто наслаждались собственно  средствами, которые не нравились  менее терпимыми людям. Им больше  нравилось делать что-то ради  самого процесса, а не потому, что это средство для достижения  какой-то цели.

13. Философское чувство юмора.  Другой примечательной характеристикой  самоактуализирующихся людей является  их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если  обычный человек может получать  удовольствие от шуток, высмеивающих  чью-то неполноценность, унижающих  кого-то или непристойных, то здорового  человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества  в целом. Маслоу замечал, что  философский юмор обычно вызывает  улыбку, а не смех. Из-за подобного  отношения к юмору самоактуализирующиеся  люди часто кажутся довольно  сдержанными и серьезными.

14. Креативность. Маслоу обнаружил,  что все без исключения самоактуализирующиеся  люди обладают способностью к  творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.

15. Сопротивление  окультуриванию. И, наконец, самоактуализирующиеся  люди находятся в гармонии  со своей культурой, сохраняя  в то же время определенную  внутреннюю независимость от  нее. Они обладают автономностью  и уверенностью в себе, и поэтому  их мышление и поведение не  поддается социальному и культурному  влиянию. Такое сопротивление  окультуриванию не означает, что  самоактуализирующиеся люди нетрадиционны  или антисоциальны во всех  сферах человеческого поведения.  Например, в том, что касается  одежды, речи, пищи и манеры поведения,  если это не вызывает у них  явных возражений, они не отличаются  от других. Подобным образом, они  не тратят энергии на борьбу  с существующими обычаями и  правилами. Однако они могут  быть чрезвычайно независимыми  и нетрадиционными, если затрагиваются  какие- то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе  труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся  людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также  не требуют от своего окружения  немедленного улучшения. Зная  о несовершенствах общества, они  могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая  внутри этой системы.

 

Заключение.

С точки  зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что , если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать  в своих собственных интересах. Свобода выбора не  гарантирует  правильность выбора. Основным принципом  этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего  выбор  среди предоставляемых  возможностей.

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать  ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого  движения составляют довольно широкий  спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу  человека. Практически все эти  концепции имеют глубокие корни  в истории западного философского мышления.

 

Литература.

1. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999

2. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. – М.: Mass Media, 1999

4.  Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008

5.  Фейдимен Д.,Фрейгер Р. "Личность. Теории, упражнения, эксперименты".

6.  Хьелл  Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000

 


Информация о работе Теоретические концепции гуманистической психологии