Теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:16, доклад

Описание

Эмоции отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов,
ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в
форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в дан¬ный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуа¬ции, к другим людям, к самому себе и т. д.). Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию лично¬сти, включающую не только психический компонент - пере¬живание, но и специфи¬ческие физиологические изменения в организме, со¬путствующие этому переживанию. Эмоции име¬ются и у животных, но у че¬ловека они приобретают особую глубину, имеют множе-ство оттенков и соче¬таний.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 58.33 Кб (Скачать документ)

 

2.4 Мотивационная  теория эмоций Р.У. Липера

Он выносит на обсуждение тот  факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".

В качестве примера он рассматривает  ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.7

Автор полагает, что среди мотивов  возможно выделение двух типов. Это  эмоциональные и физиологические  мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

2.5 Адаптационная теория Р. Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. В нижеприведенной таблице мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Эмоции - это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

  1. Инкорпорация - поглощение пищи и воды Принятие
  2. Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение
  3. Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения Гнев
  4. Защита - первоначально на боль или на угрозу боли Страх
  5. Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению Радость
  6. Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие Горе
  7. Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг
  8. Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Надежда или любопытство.8

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации.

 

2.6 Теория  дифференциальных эмоций К. Изарда

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Изард постулирует пять основных тезисов:

  1. основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес
  2. каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания
  3. фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека
  4. эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние
  5. в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные  и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, Изард выделяет их некоторые признаки:

  1. базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты
  2. базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики)
  3. базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком
  4. базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов
  5. базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.9

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.

2.7 Теория деятельности А.Н. Леонтьева

Теория деятельности – система  методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. Только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта – акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой.10 Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я». У каждого из нас имеются различия в глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно у других же, чувства захватывают целиком и оставляют глубокий след после себя. Но именно это и обусловливает неповторимость конкретного человека, определяет его индивидуальность.

Также не маловажным фактом является то, что чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Теории многих известных ученых доказывают, что жизнь человека невозможна без эмоций, благодаря им мы осознаем свои психологические потребности.

 

Список используемой литературы

  1. П.К Анохин Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем «Директмедиа Паблишинг» - М.: 2008. – 131с.
  1. В.К Вилюнас Психологические механизмы мотивации человека «Издательство МГУ» - М.: 1900. – 288с.
  1. Ю. Гиппенрейтер, В. Любимов, М. Михалевская Психология ощущений и восприятия «ЧеРо» - М.: 1999. – 610с.
  2. Ч. Дарвин О выражении эмоций у человека и животных «Питер» - Спб.: 2001. – 384с.
  3. М. И. Еникеев Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии «Норма» - М.: 2009. – 640с.
  4. К.Э Изард Психология эмоций «Питер» - Спб.: 2000. – 464с.
  5. А.Н Лентьев Лекции по общей психологии «Смысл» - М.: 2010. – 511с.
  6. А.Г Маклаков Общая психология «Питер» - Спб.: 2003. – 592с.
  7. З. Фрейд Психоанализ «Астрель» - М.: 2011. – 960с.
  8. Ю. В. Чуфаровский Юридическая психология «Проспект» - М.: 2009. – 480с.

 

 

 

 

 

1В.К Вилюнас Психологические механизмы мотивации человека «Издательство МГУ» - М.: 1900. – 200с.

2 Ю. В. Чуфаровский Юридическая психология «Проспект» - М.: 2009. – 230с.

3 М. И. Еникеев Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии «Норма» - М.: 2009. – 136с.

4 Ч. Дарвин О выражении эмоций у человека и животных «Питер» - Спб.: 2001. – 27с.

5 П.К Анохин Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем «Директмедиа Паблишинг» - М.: 2008. – 15с.

6 З. Фрейд Психоанализ «Астрель» - М.: 2011. – 439с.

7 Ю. Гиппенрейтер, В. Любимов, М. Михалевская Психология ощущений и восприятия «ЧеРо» - М.: 1999. – 350с.

8 А.Г Маклаков Общая психология «Питер» - Спб.: 2003. – 287с.

9 К.Э Изард Психология эмоций «Питер» - Спб.: 2000. – 118с.

10 А.Н Лентьев Лекции по общей психологии «Смысл» - М.: 2010. – 67с.


Информация о работе Теории эмоций