Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:23, реферат
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Лидерство и руководство
Заключение
Список использованной литературы
Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся.
Лидер воодушевляет людей
и вселяет энтузиазм в работников, передавая
им свое видение будущего и помогая им
адаптироваться к новому, пройти этап
изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Различия
между лидером
и руководителем:
1)лидер регулирует межличностные отношения,
а руководитель – формальные. Лидер связан
только с внутригрупповыми отношениями,
руководитель же обязан обеспечить определенный
уровень отношений своей группы в микроструктуре
организации;
2) лидер является представителем своей
группы, ее членом. Он выступает как элемент
микросреды, в то время как руководитель
входит в макросреду, представляя группу
на более высоком уровне социальных отношений;
3)лидерство является стихийным процессом
в отличие от руководства. Руководство
выступает как явление более стабильное,
нежели лидерство.
4)руководитель в процессе влияния на подчиненных
имеет значительно больше санкций, чем
лидер, он может использовать формальные
и неформальные санкции. Лидер имеет возможность
использовать только неформальные санкции.
5) Различие между лидером и руководителем
связано с процессом принятия решений.
Для их реализации руководитель использует
большой объем информации, как внешней,
так и внутренней. Лидер владеет только
той информацией, которая существует в
рамках данной группы. Лидер всегда авторитетен,
в противном случае он не будет лидером.
Руководитель же может обладать авторитетом,
а может и не иметь его совсем. Принятие
решений лидером осуществляется непосредственно,
а руководителем – опосредованно.
Наиболее полно различия между лидером и руководителем отражены в работе Б.Д.Парыгина
1. Лидер в основном призван
осуществлять регуляцию межличностных
отношений в группе, в то время
как руководитель осуществляет
организацию официальных
2. Лидерство можно
является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно
связано системой общественных отношений.
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель -
явление более стабильное.
5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо
более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.
6. Процесс принятия решений
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он
является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он
представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Сфера деятельности руководителя шире,
поскольку у лидера она ограничивается
рамками данной группы.
Некоторые социально-психологические
аспекты влияния справедливы как для лидерства,
так и для руководства. В некоторых источниках
феномены руководства и лидерства рассматриваются
как идентичные. Так, Д.Майерс считает,
что лидерство – это процесс, посредством
которого определенные члены группы мотивируют
и ведет за собой группу. При этом лидер
может быть официально назначен или избран,
но может быть и выдвинут в процессе групповых
взаимодействий.
Таблица 1. Различие между руководством и лидерством
Руководство | Лидерство |
1. Осуществляется
регуляция официальных |
1. Осуществляется
регуляция межличностных |
2. Связано
со всей системой общественных
отношений и является |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный
процесс, осуществляемый под |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное | 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы |
5. Более
определенная система |
5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс
принятия решений значительно
более сложен и опосредован
множеством различных |
6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе | 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Отличительные черты руководителя от лидера
|
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.
Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и
организация;
Эффективное руководство
При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо
видны различия и общее между ними.
В связи с многообразием
вместить в рамки реферата.
Я придерживаюсь мнения, что лидерство
и руководство дополняют друг друга и
особенно в современных условиях управления.
Действительно, человек может быть хорошим
управленцем, который следит за расходами,
определяет цели, разрабатывает планы
и координирует работу отделов. При этом
он может являться сильным лидером, который
определяет перспективы, вдохновляет
сотрудников своими зажигательными выступлениями,
концентрирует внимание на долгосрочных
целях организации, формирует корпоративную
культуру. Можно сказать, лидерство дополняет
руководство до эффективного руководства.
В заключение можно сказать,
что любому управленцу для
успешного
осуществления
своих функций нужно уметь
вести за собой подчиненных,
проявляя себя как лидера в организации.
Информация о работе Теории лидерства и различие между лидером и руководителем