Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:03, реферат
Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности.
Введение………………………………………………………………..2с
1. Психоаналитическая теория……………………………………… 3-4с
2. Теория социального научения…………………………………….5-9с
3. Когнитивная теория………………………………………………..10-13с
Заключение……………………………………………………………..14с
Библиография…………………………………………………………15с
Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:
• работа матерей;
• рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов;
• дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе;
• недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат;
• редкое общение с родственниками и соседями.
Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные условия сказываются на психическом развитии ребенка, что и приводит к отчуждению, причины которого – в дезорганизации семьи. Однако, как считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются.
Когнитивная теория личности.
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, но в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположник - американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источник развития личности у Келли - среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.
Главное понятие - «конструкт» (от англ. construct — строить), включающее особенности всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт — это своеобразный классификатор, шаблон нашего восприятия других людей и себя.
Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий.
Постулат утверждает: личностные процессы психологически канализированы так, чтобы обеспечить человеку максимальное прогноз событий. Следствия уточняют основной постулат.
С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный-неспортивный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.
Люди отличаются
не только количеством конструктов,
но и их местоположением. Те конструкты,
которые актуализируются в
Дружба, любовь
и вообще нормальные взаимоотношения
между людьми возможны только тогда,
когда люди имеют сходные конструкты.
Действительно, трудно представить
себе ситуацию, чтобы успешно общались
два человека, у одного из которых
доминирует конструкт «порядочный-
Конструктная система не является статической, а постоянно изменяется под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.
Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Но он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.
Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока):
1. Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
2. Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности:
- когнитивно сложная личность с большим количеством конструктов
- когнитивно простая личность с небольшим набором конструктов.
Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самоооценки;
4) более адаптивна к новым ситуациям.
Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы («тест репертуарной решетки») (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).
Испытуемый
сравнивает одновременно между собой
триады (список и последовательность
триад составляются заранее из людей,
играющих важную роль в прошлой или
настоящей жизни данного
Например, вам
предстоит сравнить преподавателя,
которого вы любите, свою жену (или мужа)
и себя. Предположим, вы считаете, что
у вас и вашего преподавателя
есть общее психологическое свойство
— общительность, а у вашего супруга(и)
такое качество отсутствует. Следовательно,
в вашей конструктиой системе есть такой
конструкт — «общительность-
Таким образом, по когнитивной теории личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают: у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.
Заключение
Какие бы критические соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить.
В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.
Им она
обязана обращением к области
бессознательного, возможностями осуществления
широкомасштабной психотерапевтической
практики, усилением связей между
психологией и психиатрией и
другими значительными
В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.
Библиография
Хилько Марина Евгеньевна, Ткачева Мария Сергеевна
http://bookap.info/genpsy/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО " Тобольская государственная социально-педагогическая академия
имени Д.И. Менделеева".
РЕФЕРАТ
Теории психического развития
Реферат выполнила:
Студентка 28 группы
Филологического факультета
Муратова Д.С
Проверила: к. п. н.
Бостанджиева Т.М.
Тобольск 2012