Теории психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:03, реферат

Описание

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2с
1. Психоаналитическая теория……………………………………… 3-4с
2. Теория социального научения…………………………………….5-9с
3. Когнитивная теория………………………………………………..10-13с
Заключение……………………………………………………………..14с
Библиография…………………………………………………………15с

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 37.79 Кб (Скачать документ)

Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:

• работа матерей;

• рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов;

• дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе;

• недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат;

• редкое общение с родственниками и соседями.

Все эти и  многие другие, еще более неблагоприятные  условия сказываются на психическом  развитии ребенка, что и приводит к отчуждению, причины которого –  в дезорганизации семьи. Однако, как  считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Когнитивная теория личности.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, но в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположник - американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источник развития личности у Келли - среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Главное понятие - «конструкт» (от англ. construct — строить), включающее особенности всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт — это своеобразный классификатор, шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий.

Постулат  утверждает: личностные процессы психологически канализированы так, чтобы обеспечить человеку максимальное прогноз событий. Следствия уточняют основной постулат.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный-неспортивный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее — субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» — субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения  между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить  себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых  доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статической, а постоянно изменяется под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Но он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным  концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого  человека имеется своя собственная  система личностных конструктов, которая  делится на 2 уровня (блока):

1. Блок «ядерных»  конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических  конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат  совместного функционирования обоих  блоков, всех конструктов. Выделяют два  типа целостной личности:

- когнитивно сложная личность с большим количеством конструктов

- когнитивно простая личность с небольшим набором конструктов.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее  психическое здоровье;

2) лучше справляется  со стрессом;

3) имеет более  высокий уровень самоооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и  количества) существуют специальные  методы («тест репертуарной решетки») (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).

Испытуемый  сравнивает одновременно между собой  триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или  настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических  характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют  у третьего человека.

Например, вам  предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что  у вас и вашего преподавателя  есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктиой системе есть такой конструкт — «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Таким образом, по когнитивной теории личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

На контрольный  вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают: у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Какие бы критические  соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических  теорий личности, творческий вклад  их создателей и разработчиков невозможно переоценить.

В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась  огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и  тестов.

Им она  обязана обращением к области  бессознательного, возможностями осуществления  широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между  психологией и психиатрией и  другими значительными продвижениями, обновившими облик современной  психологии.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются  как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем  правилам и нормам, которые к ним  предъявляются. Но система предписаний  не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных  случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность  за него и являются критериями личностного  уровня самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Возрастная психология: конспект лекций

Хилько Марина Евгеньевна, Ткачева Мария Сергеевна

  1. Психологическая онлайн библиотека

http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl4.shtm

  1. psycholog.ucoz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО " Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева".

 

                                                                                        

                                                                                                                         Кафедра психологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

Теории психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат выполнила:

Студентка 28 группы

Филологического факультета

Муратова  Д.С

Проверила: к. п. н.

Бостанджиева Т.М.

 

Тобольск 2012

 


Информация о работе Теории психического развития