Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:07, доклад
ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ (1874-1949), американский психолог и педагог. Первая работа Т. "Ум животных" (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса изучения. Помещая в "проблемные" ящики - экспериментальные устройства различной степени сложности - подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Т. фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время.
ТОРНДАЙК
ЭДУАРД ЛИ (1874-1949), американский психолог
и педагог. Первая работа Т. "Ум животных"
(1898) явилась важной вехой на пути внедрения
объективного метода в исследование процесса
изучения. Помещая в "проблемные"
ящики - экспериментальные устройства
различной степени сложности - подопытных
животных (кошек, собак, низших обезьян),
Т. фиксировал характер их двигательных
реакций, направленных на то, чтобы выйти
из ящика и получить подкрепление рефлекса.
Ход опытов и его результаты изображались
графически в виде кривых, на которых отмечались
повторные пробы и затраченное время.
Характер кривой (названной им "кривой
научения") дал Т. основание утверждать,
что животное действует методом "проб,
ошибок и случайного успеха". Весь процесс
научения трактовался как простое установление
связи между ситуациями и движениями.
Т. внес существенный вклад в разработку
проблемы навыков, сформулировал ряд законов
научения ("закон упражнения", "закон
эффекта", "закон готовности" и
др.), носящих по его мнению, универсальный
характер. Он отрицал качественное различие
между навыками животных и человека. С
механистически-
Теория
связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк
рассматривал сознание как систему связей,
объединяющую идеи по ассоциации. Чем
выше интеллект, тем большее число связей
он может установить. В качестве двух основных
законов научения Торндайк предложил
закон упражнения и закон эффекта. Согласно
первому, чем чаще какое-то действие повторяется,
тем глубже оно отпечатывается в сознании.
Закон эффекта гласит, что связи в сознании
устанавливаются более успешно, если реакция
на стимул сопровождается поощрением.
Для описания значимых ассоциаций Торндайк
использовал термин «принадлежность»:
связи легче устанавливаются, когда объекты
как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы.
Научение облегчается, если заучиваемый
материал осмыслен. Торндайк сформулировал
также концепцию «распространения эффекта»
– готовности усвоить сведения из областей,
смежных с теми областями, которые уже
знакомы. Торндайк экспериментально изучал
распространение эффекта с целью определить,
влияет ли обучение какому-то предмету
на усвоение другого – например, помогает
ли знание древнегреческой классики при
подготовке будущих инженеров. Оказалось,
что положительный перенос наблюдается
лишь в случаях, когда области знания соприкасаются.
Научение одному виду деятельности может
даже препятствовать овладению другим
(«проактивное торможение»), а вновь освоенный
материал способен иногда разрушать что-то
уже выученное («ретроактивное торможение»).
Эти два вида торможения являются предметом
теории интерференции при запоминании.
Забывание какого-то материала связано
не только с течением времени, но и с влиянием
иных видов деятельности.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), или психология поведения, появился в США в начале XX в. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949). Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В другой своей работе — «Принципы обучения, основанные на психологии», вышедшей в США в 1906 г. (русский перевод — 1926 г.), Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию, и прежде всего на психологию поведения.
В предисловии
к русскому переводу этой работы Л.С.
Выготский пишет, что Торндайк, по
всей вероятности, является основоположником
психологии поведения и объективной психологии
вообще. Он обосновывает взгляд на человеческую
психику и поведение как на «систему реакций
организма на внешние раздражения, посылаемые
средой, и внутренние раздражители, возникающие
в самом организме». По его мнению, «все
поведение человека слагается из безусловных
реакций, данных в наследственном опыте,
помноженных на те новые условные связи,
которые даны в личном опыте.
Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли. Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в её традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.