Теория Фрейда о психосексуальном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:59, доклад

Описание

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

Работа состоит из  1 файл

Теория Фрейда о психосексуальном развитии.docx

— 29.35 Кб (Скачать документ)

Организация защитного  процесса — это важная и необходимая  составная часть развития Я. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым  условием для развития личности и  социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи  причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего  мира перестает быть простым подчинением: оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и созревание мыслительных процессов — необходимые компоненты социализации, что открывает путь для новых ее механизмов (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Фрейд признавал существование  двух основных инстинктов — жизни  и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению  рода. Наиболее важны сексуальные  инстинкты и сексуальная энергия (либидо). Инстинкт смерти, или Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркотики). Он подчиняется принципу энтропии, связан со стремлением сохранить динамическое равновесие! в результате чего всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, а люди неосознанно стремятся к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Таким образом, человек  с позиции психоанализа — это  противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно  определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек  — это часто еще и невротичное  и конфликтное существо. Заслуга  Фрейда состоит в том, что он привлек  внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые  выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека, когда считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют это поведение.

 

 

Таблица

Теория 3. Фрейда

Понимание человека

Личность

Человек — противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальными желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего он сам не знает, как поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок.

Личность — это целостная  структура соотношения Оно, Я, Сверх-Я,

Отношение к телу

Тело и психика взаимообусловлены, Тело — источник основной жизненной  энергии, мотивов, инстинктов, влечений и соответственно проблем, личностных конфликтов, связанных с их удовлетворением. Телесные заболевания имеют психологическую природу, т, е. психика может влиять на тело. Телесные особенности понимаются как символы выражения психологических и личностных проблем.

Социальные отношения

Семья как модель общества. Здесь складываются отношения между  индивидами (ребенок - мать, ребенок - отец, ребенок — другой ребенок), которые  являются формообразующими для будущих  социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного  начальника, образа жизни — все  это задается первоначальными семейными  отношениями и переживаниями. В  социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.

Воля

Воля выступает как  один из возможных источников защитных механизмов, т. е. волевое усилие направлено на работу с нежелательным симптомом, подавляет его.

Эмоции

Эмоциональная жизнь человека — основной источник для понимания  подлинной мотивации. Сами эмоции являются:

♦ способами изменения напряжения, связанного с инстинктами;

♦ способами оценки удовольствия/неудовольствия;

♦ формами защиты.

В основе любой отрицательной  эмоции лежит подавленный аффект, порождающий тревогу.

Фрейд в основном занимался  отрицательными эмоциями как проявлениями бессознательных комплексов человека.

Интеллект

Интеллект — это орудие Я, орудие сознательной работы. Эмоциональная  жизнь и связанные с ней  мотивы доступны интеллектуальному  рассмотрению, т. е. он может объяснять  симптом, выявлять его истинную природу. Подлинное объяснение — это свобода  от иллюзий, от мнимых ценностей. Любой  аспект бессознательного может быть рассмотрен рационально. Развитие интеллекта — средство усиления Я, сознания, развития личности.

Если Я сильное, то интеллект  может быть использован для объяснения истинной природы симптомов, если слабое, то он дополнительный источник слабости, так как объяснения будут неправильными, искаженными.

Самость (подлинное Я)

Самость — это равновесное  целое, единство всех структур личности. Отдельной субстанции самости нет. Подлинное Я всегда связано с телом.

Свобода человека

Свобода человека крайне ограничена, это иллюзия: все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным  инстинктивным силам, в особенности  сексуальным и агрессивным. Поведение  человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам, сути которых человек никогда не может  узнать полностью.

Наследственность

Врожденная наследственная структура, бессознательное Оно  составляет основу личностной структуры  и развития. Психосексуальное развитие человека биологически, генетически обусловлено, хотя условия социальной среды в раннем детстве и могут очень сильно влиять на последующее развитие личности.

Хотя Сверх-Я — продукт социального окружения, значение среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Изменчивость поведения

Личность взрослого человека сформирована опытом раннего детства, характеризуется тем, какой стадии психосексуального развития он достиг или на какой зафиксировался, и практически остается неизменной в зрелые годы. Под влиянием психотерапии могут происходить модификации поведения, но не коренное изменение структуры личности.

Познаваемость психики  человека

Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, смыслов, которые  являются причиной других явлений —  действий, реакций, травм и т. п. Человек  не выстраивает свое поведение осознанно; больше влияют неосознаваемые факторы, поэтому познаваемость психики  достигается с трудом — благодаря научным методам.

Отношение к психотерапевтической помощи

Концепция Фрейда рассматривает  психические расстройства как следствие  психотравм и возникших бессознательных комплексов. Поведенческое расстройство возникает как результат конфликта между Оно и Сверх-Я, который не в состоянии разрешить сознание Я.

Психоанализ как метод  психотерапии является эффективным, индивидуальным интрапсихическим методом, направленным на поиск и нейтрализацию причин, вызвавших бессознательные комплексы и невротические симптомы, на оказание помощи в осознании самим пациентом причин, проявлений и путей преодоления невротических симптомов.


Информация о работе Теория Фрейда о психосексуальном развитии