Теория «поля» Курта Левина. Индивидуальная психология А. Адлера, её главные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:58, контрольная работа

Описание

Ку́рт Цадек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Содержание

1. Теория «поля» Курта Левина 3
2. Индивидуальная психология А. Адлера, её главные идеи. 12
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

2. Избалованный ребенок.

Он привык жить при избытке ласки и заботы, сделался эгоистичным, капризным. Он не способен к терпению, равноправному сотрудничеству, может только брать, но не давать. Когда он попадает в новое окружение, где его уже не считают кумиром, он теряется, считает себя обиженным, хочет отомстить, добиться господства, стать первым. Если к тому же он умен или имеет высоких покровителей, то добивается своего и становится тираном. Если же на пути к цели его разоблачают, он занимает позицию «глухой обороны» и живет в постоянной конфронтации со своим окружением, считая всех людей лицемерами, не имея ни с кем теплых и доверительных отношений.

3. Пренебрегаемый ребенок.

Он никогда не знал, что такое любовь, душевная близость, откровенный и серьезный разговор об интимных жизненных проблемах. Люди были холодны к нему. Он думает, что они всегда будут холодны, что доверять никому нельзя. Сам он не способен к любви и дружбе, и думает, что их вообще не существует. [1]

Социальное чувство

Социальность, согласно Адлеру, естественная форма жизни человека.

Причины социальности:

1. Человек биологически слаб, и в этом первопричина социальной жизни. Все люди чувствуют себя неадекватными в каких – то ситуациях, каждый бывает придавлен трудностями жизни и не в состоянии справиться с ними «один на один». Поэтому самым сильным стремлением человека всегда было стремление объединяться в группы, быть членом общества.

2. Неравенство людей, тот факт, что многие не способны выжить в изоляции. Недостатки индивида вызывают потребность в других людях, благодаря этой нужде появляются социальные изобретения. Взять, например, язык. Он возникает, как средство привлечь внимание других. Умственные и языковые способности развиваются, на первый взгляд, как индивидуальные. На самом деле, развитие личности в изоляции – невозможно. Развиваясь при недостатке контактов, язык, ум, чувства человека слабеют. Больные, невротики и преступники – это все люди, не получившие от общества стимулов к развитию, понимание которых ограничено их частным языком. Им неинтересны история, социальные институты, чужие культуры. Только благодаря постоянной коррекции со стороны общества личность развивается нормально, а всякая «депривация», то есть лишение человека возможности пользоваться общественными благами, ведет к усилению чувства неполноценности и невротизму. Природа наделила человека стремлением к физическому контакту, эмоциональной привязанности, дружескому единению. Детям хочется, чтобы с ними играли и разговаривали. Это и есть социальное чувство. От воспитания и переживаний, испытанных в детстве, зависит – превратится ли оно в сознательный интерес к здоровью, поступкам, душевному миру другого человека, в способность жить насыщенной духовной жизнью, в единстве с народом, человечеством. Воспитание в людях социального чувства - первостепенная задача педагога и психиатра.

Социальное чувство или социальный интерес, Адлер понимает как инстинктивную и в то же время сознаваемую и управляемую способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого».

Эта способность опирается на чувство принадлежности к группе, народу; на стремление к глубокой эмоциональной коммуникабельности; на интерес к процессам, происходящим в обществе; веру в людей, способность доверять, быть откровенным, искренним и свободным в диалоге; на оптимизм и историческое чувство, готовность выслушать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство, готовность проявить доброту, участие, инициативу.

Прототип личности и индивидуальный стиль жизни

Обычно полагают, что основная идея Адлера – «комплекс неполноценности». Этот комплекс безличен, универсален, присущ всем людям. Вопрос лишь в том, каким образом он компенсируется: социально полезным, разумным или бесполезным, с помощью какой – то фиктивной идеи собственного превосходства.

Главное при изучении человека и при его лечении – это непосредственный, личный контакт с пациентом, взаимопонимание. В таком контакте Адлер старается выявить, прежде всего, стержневую установку личности и на нее воздействовать. Этот «жизненный план», «прототип», «стиль» и служит главным предметом интереса Адлера и как психолога, и как педагога. В благоприятных условиях «стиль жизни» не выражен ясно. Но вот в опасных, трудных, критических ситуациях он проявляется отчетливо. Поэтому Адлер придает большое значение анализу воспоминаний пациента, касающихся разного рода критических случаев.

Впервые термин «жизненный стиль» Адлер употребил в 1926 году. До этого он пользовался менее емкими терминами: «направляющий образ», «форма жизни», «линия жизни». Речь идет о значении, которое человек придает миру и самому себе, его цели, устремлениям, а также методах, которыми он обычно пользуется при решении жизненных проблем.

Здоровый, нормальный стиль жизни, по Адлеру, отличается тем, что человек хорошо адаптирован к обществу и общество извлекает выгоду из его деятельности. У здорового человека достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать новые проблемы.

Индивидуальность человека устойчива, универсальна, уникальна. Она включает в себя какое – то понимание цели и смысла жизни, благодаря которым раскрывается значение отдельных событий и поступков. Стиль или прототип – основа развития личности, система ориентаций поведения и мышления. Она проходит через всю жизнь и обладает силой судьбы.

Возникновение прототипа Адлер показывает на простых примерах. Так, ребенок с желудочным расстройством будет иметь повышенный интерес к еде. Разговоры о еде, метафоры, связанные с едой, будут для него характерны.

Другой ребенок – с дефектом зрения, будет озабочен рассматриванием вещей. Но не только врожденные задатки определяют прототип. Родительское влияние может иметь преобладающее значение. Из–за вспыльчивости, грубости, необщительности отца у некоторых девочек формируется установка на избегание мужчин. Мальчики, которых подавляла строгая мать, могут избегать женщин.

Интересна судьба левшей. Их можно узнать еще в колыбели, так как левая рука у них движется быстрее, чем правая. Их сразу же начинают учить пользоваться правой рукой, но сначала на них сыпятся упреки и насмешки. Однако к ним проявляют больше внимания, чем к правшам, у левшей развивается интерес к тому, что вообще можно делать руками, например, к письму, рисованию, лепке, строительству. Неудивительно, что многие левши, «переученные» на правшей, обнаруживают более высокий уровень достижений и способностей. Но бывает, что врожденный недостаток левшей слишком часто подчеркивается, а попытки развить правую руку не предпринимается. Тогда у ребенка возникает сильное чувство неполноценности, и он, став взрослым, постоянно чувствует себя неуклюжим, неловким. Он может вести борьбу со своим «недостатком», что придает его характеру воинственность и конкурентность. Но если он часто терпит неудачи – даже вне связи с тем, что он – левша, то привыкает принимать свои поражения как нечто должное. На этой почве у него вырабатываются зависть, мстительность или повышенные амбиции, властолюбие.

Уже на этих примерах видно, что возникший в детстве прототип может развиваться в разных направлениях. Возникают всякого рода компенсации, отклонения, но некоторое устойчивое динамическое ядро характера проступает с возрастом все более отчетливо.

На основе комплекса неполноценности развивается компенсаторный комплекс превосходства.

Оба комплекса, по Адлеру, имеют нечто общее: будучи развиты сверх меры или не уравновешивая друг друга, они способствуют выключению из полезной жизни и невротизации.

Каждый человек на основе своего прототипа стремится создать ситуацию, в которой он превосходит всех. При этом каждый идет своим путем, по – своему адаптируется к обществу. Один всегда идет «напролом», находит удовлетворение в том, чтобы преодолеть себя, справиться с трудностью. Другой привыкает «действовать в обход», избегать сложных ситуаций. Эффективность любой стратегии ограничена, но, в среднем, выигрывает тот, кто готов действовать в любых обстоятельствах.

Любой стиль жизни, в особенности жесткий, ригидный, может стать основой невроза. Коррекция, по Адлеру, состоит в том, чтобы пробудить в человеке чувство общности, интерес к делам общества. Другая задача терапевта – уменьшить чувство неполноценности пациента.

Но самое главное - изменить цель.

Если мы сумели понять, что целью жизни пациента является «бегство», самоизоляция, достижение превосходства, то должны с тактом и искусством проникнуть во внутренний мир пациента и скорректировать его цель.

Развивая свою концепцию стиля жизни, Адлер стремился решать задачи воспитания, социальной педагогики, борьбы со всякого рода социальными отклонениями. Так, поведение проституток, самоубийц, преступников он объяснял чувством неполноценности, которое не было у них скомпенсировано социальным чувством.

Цель индивидуальной психологии Адлера видел в том, чтобы восстановить внутреннее психическое равновесие, усилить сознательное «я», которое ослаблено борьбой с бессознательными комплексами. Его задачей было не высвобождение желаний, а активизация познающих, критических и конструктивных сил разума. [7]

 

 

Список литературы

 

1. Адлер А. О нервическом характере. СПб: Сенсор, 1997.

2. Анцыферова Л.И. О теории личности Курта Левина // "Вопросы психологии" № 6.1960.

3. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.

4. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001

5. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х - середина 30-х годов XX века). - М.: Изд-во МГУ, 1980.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000. (Сер. "Мастерская психологии и психотерапии").

7. Морозов, А.В. История психологии. М., Академический Проект, 2003.

8. Сидоренко, Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний А. Адлера. СПб., 1993.



Информация о работе Теория «поля» Курта Левина. Индивидуальная психология А. Адлера, её главные идеи