Теория развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:26, доклад

Описание

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.43 Кб (Скачать документ)

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

 

Социум для ребенка  не антагонистичен.

 

 

Личность развивается  от рождения до смерти.

 

 

Личность развивается  через последовательные этапы жизни.

 

 

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

 

 

В развитии человека восемь стадий.

 

 

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.

 

 

Переход от стадии к следующей  стадии является личностным кризисом.

 

 

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.

 

 

 

 

Подробнее.

Социум для ребенка  не антагонистичен

 

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические  друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями  сотрудничества, обеспечивающими гармоничное  развитие личности. См.→ 

Личность развивается  от рождения до смерти

 

Это еще один отход от классического  психоанализа, где развитие личности описывалось только как развитие детской сексуальности. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный  личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а "согласие с самим собой".

Личность развивается  через последовательные этапы жизни

 

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые  обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма  развития, это - лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи  считают, что личность может развиваться  и по типу сот, и по типу короны. См.→ 

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

 

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожденного  плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→ 

В развитии человека восемь стадий

 

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным  для неё конфликтом, благоприятное  разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

 

Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и  недоверием;

 

 

Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

 

 

Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью  и неадекватностью;

 

 

Четвёртый этап — соответствует  фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и  комплексом неполноценности;

 

 

Пятый этап — юность, идентификация  личности и путаница ролей;

 

 

Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью  и одиночеством;

 

 

Седьмой этап — поздний  взрослый период, конфликт производительности и застоя;

 

 

Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

 

 

 

 

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→ 

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

 

Благополучное прохождение  определяется обычно тем, насколько  благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также  благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

 

Эрик Эриксон не работал  с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим  себя по плану и сознательно. Эриксон  описывал то, что происходит в стихийном  развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с  пациентами Эриксона благополучное  прохождение очередной стадии только случалось - либо не случалось, либо повезло, либо нет - и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни  более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей  стадии является личностным кризисом

 

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных  кризисов - как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком  оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться  как позитивным и гармоничным, так  и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или  сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

 

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует  называть кризисом?

 

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором  неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые  проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей  и порождать непредсказуемые  проблемы, то, действительно, каждый выбор  будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать  на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и  здорового, строительство нового этапа  его жизни является кризисом –  наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих  жизненных событий. См.→ 

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

 

Для Эрика Эриксона, главное  в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность  развивающейся личности; тождественность  и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый". См.→ 

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

 

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение  как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→


Информация о работе Теория развития личности