Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:37, контрольная работа
Цель: определить силу нервной системы испытуемого (при помощи теппинг - теста).
Задачи:
1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей – правая).
2. Выявить динамические особенности работоспособности испытуемого (по показателям ведущей руки).
3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нервной системы с динамикой работоспособности испытуемого.
Определение силы нервной системы.
Цель: определить силу нервной системы испытуемого (при помощи теппинг - теста).
Задачи:
1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим показателям не ведущей руки (для правшей – левая рука, для левшей – правая).
2. Выявить динамические
особенности работоспособности
испытуемого (по показателям
3. Провести сравнительный
анализ показателей
Теоретическое обоснование.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система включает в себя следующие подклассы:
− собственно сильная нервная система;
− среднесильная нервная система;
− среднеслабая нервная система.
Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина основана на определении динамики максимального темпа движения рук.
Оборудование:
Стандартные бланки, представляющие собой
листы бумаги (203х238 мм), разделенные на
шесть расположенных по три в ряд равных
квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы
с секундной стрелкой). Карандаш.
Заготовленная таблица для фиксации
результатов.
Ход работы: Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квадрат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Инструкция испытуемому.
«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работай-
те в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол;
2) построить график работоспособности (по результатам ведущей руки)
3) построить график динамики силы нервной системы.
4) сравнить
динамические показатели силы
нервной системы с динамикой
работоспособности испытуемого.
Дата и время исследования: 08.01.2012
Данные испытуемого: Мария
Возраст испытуемого: 14
Социальный статус испытуемого: учащаяся.
Условия проведения эксперимента: дом.
Самочувствие
испытуемого: удовлетворительное.
Анализ.
Данные проведённого исследования занесены в сводную таблицу.
Номер квадрата | Промежуток времени (сек). | Правая рука | Левая рука |
1 | 0-5 | 13 | 11 |
2 | 6-10 | 14 | 10 |
3 | 11-15 | 11 | 9 |
4 | 16-20 | 11 | 9 |
5 | 21-25 | 12 | 8 |
6 | 26-30 | 13 | 7 |
По результатам анализа данных построена диаграмма работоспособности (по результатам не ведущей руки), для чего отложены на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом квадрате и график динамики силы нервной системы (по результатам ведущей руки).
Темп работы
снизился после первых 10–15 секунд,
а затем первоначальное снижение
сменилось затем кратковременным
возрастанием темпа до исходного
уровня. Следовательно, испытуемого можно
отнести по типу динамики максимального
темпа движений к промежуточному между
средней и слабой силой нервной системы
– среднеслабая нервная система;
Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по данной методике?
Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов :
− выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые 10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек. работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
− ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
− нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
− промежуточный
тип – темп работы снижается
после первых 10–15 секунд. Этот тип
расценивается как
− вогнутый тип – первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобили зации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.