Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:02, реферат
Цель: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Задачи:
1) формирование навыков ведения позитивного диалога;
2) развитие способности к самоанализу, самопознанию;
3) развитие социальной восприимчивости (способность к сопереживанию);
4) развитие способности к рефлексии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ И БЕСЕДА С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
НА
ТЕМУ: «СПЛОЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
СТУДЕНТКА 5 КУРСА
ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
ОРЕХОВО-ЗУЕВО
2011
Тема мероприятия:
«Толерантность-путь к миру»
Цель: Ввести и
закрепить определение термина
“толерантность”, углубить понимание
его значения.
Задачи:
1) формирование навыков ведения позитивного диалога;
2) развитие способности к самоанализу, самопознанию;
3) развитие социальной восприимчивости (способность к сопереживанию);
4) развитие способности
к рефлексии.
Оборудование:
1) Специальные карточки для игры
2) Цветной мел
3) Интерактивная
доска
Форма проведения:
классный час.
Время проведения:
30-45 минут.
План мероприятия:
1. Вступительное слово
2. Беседа с детьми, разъяснение понятия толерантность
3. Работа в группах
4. Проведение игры “инсценируйте споры”
5. Подведение итогов
воспитательного мероприятия
1
Вступительное слово:
Учитель:
«Здравствуйте ребята, сегодня мы будем
с вами учиться быть терпимыми по отношению
друг к другу».
Учитель
задает детям вопросы:
«Ребята,
как Вы думаете почему нужно быть терпимыми?
Что
вы понимаете под словом терпимость?»
(Ученики отвечают на
вопросы)
Учитель:
«Терпимость – cпособность терпеть что-то
или кого-то, быть выдержанным, выносливым,
стойким, уметь мириться с существованием
чего-либо, кого-либо, считаться с мнением
других, быть снисходительным. Как вы думаете
поступает терпимый человек?» (Ученики
отвечают на вопрос)
Учитель:
«Терпимость – это форма поведения. Ученик,
который хочет жить в мире со своими одноклассниками,
должен сам себя ограничивать. Лишнее
слово не сказать, проглотить, если кто-то
ему сказал что-то. Потому что, если он
ответит таким же образом, ему еще хуже
ответят и начнётся ссора. А когда уже
начинается выяснение отношений, тогда
никакой терпимости не будет. Какие синонимы
этого слова толерантность вы знаете?»
(Ученики отвечают на
вопрос)
2. Беседа
с детьми, разъяснение
понятия толерантность
Учитель:
«Давайте посмотрим, что понимают под
словом толерантность разные культуры»
(На
доске написаны
понятия толерантности)
tolerancia
(испанский) – Способность
tolerance
(французский) – Отношение,
tolerance
(английский) – Готовность быть терпимым,
снисходительность.
kuan
rong (китайский) – Позволять,
tasamul’
( арабский) – Прощение, снисходительность,
мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность
к другим.
Учитель:
«Теперь послушайте определение толерантности,
данное в «Декларации принципов толерантности»
(подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185
государствами членами ЮНЕСКО, включая
и Россию):
Толерантность
означает «уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур
нашего мира, наших форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Ей способствуют знания, открытость, общение
и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это свобода в многообразии.
Это не только моральный долг, но и политическая,
и правовая потребность. Толерантность
– это добродетель, которая делает возможным
достижение мира и способствует замене
культуры войны культурой мира».
3. Работа
в группах
Учитель:
«А теперь вы поработаете в группах»
(дети делятся на 2 группы)
Учитель
дает задание: «Придумайте и нарисуйте
символ толерантности».(Ученики
выполняют задание)
Учитель:
«Почему именно такой символ Вы нарисовали?»
(дети отвечают на вопрос)
Учитель:
«Как Вы думаете можно ли жить мирно и
не ссориться? Как это сделать?» (Ученики
отвечают на вопросы).
Учитель:
«Да, нужно проявлять уважение к однокласснику,
не зависимо от его национальности, вероисповедания,
уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек,
отличающийся от тебя образом мысли, стилем
одежды, он не обязательно тебе враг.
–
Какие примеры толерантного поведения
вы можете привести?
–
Какие нормы поведения в классе
считают толерантными?»(дети
отвечают на вопросы)
Учитель:
«Верно. А теперь давайте их прочитаем
вслух:
•
Ученик может выразить свое отношение
к одноклассникам пятью способами:
великодушием, учтивостью, доброжелательностью,
отношением к ним, как к себе и
верностью своему слову.
•
Не делай другим того, чего не хотел
бы от других.
•
Не делай другому того, от чего больно
тебе.
•
В радости и в горе мы должны
относиться ко всем людям, как относимся
к самим себе.
•
Не делай своему однокласснику того,
от чего плохо тебе.
•
Как ты думаешь о себе, так думай
и о других.
•
Считай успех соседа своим успехом,
а потерю соседа своей потерей.
•
Во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали одноклассники, так поступайте
и вы с ними.»
4. Проведение
игры “инсценируйте
споры”
Учитель:
«А теперь вы инсценируйте споры в различных
школьных помещениях. Достигните нужного
компромисса, используя разработанные
вами правила управления конфликтом.»
Группа
1 – в школьной библиотеке:
Вы
одолжили учебник своему другу. Он его
потерял и отказывается платить
штраф.
Группа
2 – в раздевалке спортзала:
Подруга
одолжила у вас форму и не вернула.(Дети
обыгрывают ситуации)
Литература:
1) Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003.
2) Е.Ю. Клепцова. Психология и педагогика толерантности. – М.: «Академический проект», 2004.
3) С.Д. Щеколдина.
Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.
Анализ
проведенного мероприятия:
Прежде всего, затруднение вызвало собрать детей, организовать и завладеть их вниманием. Внимание детей того класса, на котором мы проводили воспитательное мероприятие, вообще довольно трудно сфокусировать на чем то одном. Дети все время отвлекались, трудно переключались с задания на задание.
Вступительное слово немного настроило детей на «волну» классного часа. Первые 10 минут они слушали внимательно. Как только стало очевидно, что дальше воспитанникам трудно удерживать внимание, мы переключились на игры, точнее групповые конкурсы.
Групповые задания выполнялись с наибольшим успехом. Особенно то, где нужно было рисовать.
Дети старались отвечать на наши вопросы, но видно было, что иногда они просто не понимают о чем идет речь.
Ближе к финальной части мероприятия мы заметили самоотдачу от детей. Они хотели еще поиграть, им не хотелось уходить из кабинета. Им хотелось еще порисовать. Тема мероприятия была уже забыта. Дети утомляются очень быстро.
В целом мероприятие прошло гладко, без каких-либо накладок.
В
следующий раз нужно больше листов
и карандашей для рисования. Еще
один вывод, который я сделала для себя
– нужно больше подвижных игр, и объяснять
ребятам некоторые понятия более простым
языком, «на пальцах».