Трансакционная модель Берна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:04, реферат

Описание

В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры - в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.

Содержание

Введение
1.1 Биография
1.2 Основные положения теории Э. Берна
1.3 Структурный анализ
1.4 Характеристика Я – состояний
1.5 Виды трансакций
1.6 Сценарий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

трансакционная модель берна.docx

— 128.52 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Структурный  анализ

 

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие  от других-людей. Личность человека неповторима  в своей индивидуальности. Она  представляет собой совокупность Я-состояний.

На языке психологии состояние  Я можно описывать как систему  чувств, определяя ее как набор  согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает  определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая  реальность. Репертуар этих состояний  можно разбить на следующие категории:

1) состояния Я, сходные  с образами родителей;

2) состояния Я, автономно  направленные на объективную  оценку реальности;

3) состояния Я, все еще  действующие с момента их фиксации  в раннем детстве и представляющие  собой архаические пережитки.  Неформально проявления этих  состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

В транзакционном анализе  важны результаты. С самого начала врач стремится заключить с пациентом  лечебный контракт. Начинается это  с вопроса к пациенту: "Чего же вы хотите?" или: "Вы пришли сюда с некоторой целью; когда мы с вами будем считать, что эта цель достигнута?" Хотя вопрос этот кажется довольно простым, в ряде случаев психотерапия проводилась годами, а только что указанный вопрос так и не был поставлен. Многие пациенты начинают лечение, отрывают время от работы, платят немалые деньги и затрачивают эмоциональные усилия, а затем говорят врачу: "Не могу понять, зачем я сюда хожу; а вы как думаете?" Врач узнает в этом вопросе Ребенка, спрашивающего Родителя, как ему лучше себя вести. Если врач проявит небрежность и ответит какой-нибудь из родительских сентенций, отсюда может возникнуть игра. В этом случае Ребенок пациента может в конце концов взбунтоваться. Такой образ действия доставляет возбуждение, но не лечит. Чтобы избежать подобных нежелательных ситуаций, заключают контракт взрослого типа, учитывая объективные потребности пациента.

На раннем этапе транзакционного  анализа не было никаких учебников, потому что анализом этого рода никто  не занимался прежде. Обсуждая истории  болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтических  групп, участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач должен, как это обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что делают его собственный Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый момент группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки, включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством опытного специалиста по транзакционному анализу. Эта обширная подготовка длится от года до трех лет или больше и завершается устным или письменным экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из старших специалистов. Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный терапевт становится дипломированным специалистом по транзакционному анализу. Эта подготовка прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой общепринятым способом.

Таким образом, теория личности, лежащая в основе транзакционного  анализа, исходит из наблюдений, согласно которым человек может нечто  говорить, высказывая или подразумевая в скрытой или замаскированной  форме нечто совсем иное. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить  в заблуждение другую точно так  же, как он вводит в заблуждение  других людей в своей повседневной жизни.

 

1.4 Характеристика  Я – состояний

 

Состояния Я - это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются  и хранятся в виде состояний Я. Некоторые работы американских ученых содержат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие системы, такие, например, как память на факты. Однако естественным образом опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и  радости.

Состояние "Взрослый" необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные  неудачи и удовольствия. Например, при переходе улицы с сильным  движением необходимо произвести сложные  оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда  оценит степень безопасности перехода улицы. Удовольствия, которые люди испытывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняют  любовь к таким видам спорта, как  горные лыжи, авиационный и парусный спорт.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником  между ними.

Родитель осуществляет две  основные функции. Во-первых, благодаря  этому состоянию человек может  эффективно играть роль родителя своих  детей, обеспечивая тем самым  выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем  фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что "так принято делать". Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три  аспекта личности чрезвычайно важны  для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в  том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной  ситуации каждый из них - Родитель, Взрослый и Ребенок - заслуживает одинакового  уважения, так как каждое состояние  по-своему делает жизнь человека полноценной  и плодотворной.

На приведённой ниже диаграмме  можно увидеть возможные варианты взаимодействия Я - состояний людей  при общении.

Диаграмма взаимоотношений (схема 1), на которой изображены девять возможных векторов общения между спрашивающим и отвечающим, обладает некоторыми интересными свойствами.

 

1.5 Виды трансакций

 

Схема 1. Диаграмма взаимоотношений

 

Дополнительные трансакции между "равными психологическими состояниями" представлены линиями (1-I), (5-5) и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8)

(8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют  пересекающиеся трансакции, и на  диаграмме они тоже пересекаются: например (3-7) (3-7), - двое людей, лишившихся дара речи, свирепо уставились друг на друга. Если никто из них не уступит, коммуникация прекратится и они разойдутся в разные стороны. Обычно один отступает на (7-3), что приводит к игре "Скандал"; лучшим решением было бы (5-5), при котором оба рассмеются или обменяются рукопожатием.

Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностные взаимоотношения  можно определить как не выходящие  за пределы простых дополнительных трансакций. Такого рода взаимоотношения  возникают в совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Именно эта категория служит основой для игр. Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых "угловых трансакциях", в которых участвуют три состояния Я. Следующий обмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Эта трансакция проанализирована на схеме. Продавец на уровне Взрослого  констатирует два факта: "Эта модель лучше" и "Она вам не по карману". На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому  покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: "Вы, безусловно, правы  и в том, и в другом". Однако скрытый, психологический вектор был  умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает: "Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей". Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Дополнительные - при нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Например, во время болезни ребенок с высокой температурой просит пить, и ухаживающая за ним мать приносит стакан воды.

Обратное правило состоит  в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что  называется пересекающейся трансакцией. На схеме представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы. Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый, например: "Ты не знаешь, где мои запонки?" Соответствующим трансакции Взрослый - Взрослый в первом случае может быть признан ответ: "Запонки лежат на столе".

 

Пересекающиеся  трансакции.

 

Однако собеседник может  вдруг вспылить. Тогда ответы будут  другие, например, в первом случае: "Ты как мой отец все время меня критикуешь", - а во втором: "Вечно  я у тебя во всем виновата!" Оба  последних ответа соответствуют  схеме Ребенок - Родитель, и, как видно  из схемы, векторы трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах  следует временно отложить решение  проблемы до тех пор, пока векторы  не будут приведены в порядок. Это может продолжаться несколько  месяцев, несколько секунд, причем либо игрок должен стать Родителем, дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике  Ребенка, либо нужно активизировать в нем Взрослого. Если, например, при обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды, вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровне Взрослый - Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать  коммуникация на уровне Ребенок - Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы: не следует ли хозяйке уволить  служанку?

Смысл высказываний о Я - состояниях можно несколько подробно пояснить:

1. У каждого человека  были родители (или те, кто их  заменял), и он хранит в себе  набор состояний Я, повторяющих  состояния Я его родителей  (как он их воспринимал). Эти  родительские состояния Я при  некоторых обстоятельствах начинают  активизироваться. Следовательно, упрощая  это понятие, можно сказать: "Каждый  носит в себе Родителя".

2. Все люди (не исключая  детей) способны на объективную  переработку информации при условии,  что активизированы соответствующие  состояния их Я. На обыденном  языке это звучит так: "В  каждом человеке есть Взрослый".

3. Любой человек был  раньше моложе, чем сейчас, поэтому  он несет в себе впечатления  прежних лет, которые при определенных  условиях могут активизироваться. Можно сказать, что "каждый  таит в себе маленького мальчика  или девочку".

Следовательно, всё выше сказанное можно представить  в виде диаграммы, отражающей все  компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и  Ребенка. Они четко отделены друг от друга.

Для удобства, когда речь идёт о состояниях Я, то слова будут пишутся с заглавной буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре).

 

Структурная диаграмма.

 

1. Никогда не употребляем  слово "ребяческий", так как  это понятие содержит негативный  оттенок, поэтому от него следует  избавляться.

Описывая Ребенка, будем  употреблять слово "детский". Оно  звучит более объективно и может  быть использовано в биологическом  смысле. Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь  человека то, что настоящий ребенок  вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

Если Ребенок нездоров и обеспокоен, то последствия могут  быть самыми неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения  ситуации могут и должны быть приняты.

2. Все вышесказанное касается  и слов "зрелый" и "незрелый". Есть люди, в которых Ребенок  совершенно некстати и неумело  берет на себя управление всей  личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие. У так называемых "зрелых людей", наоборот, контроль за поведением почти все время осуществляет Взрослый, но и у них, как и у всех остальных, Ребенок может прорваться к власти, и тогда появляются обескураживающие результаты.

3. Следует отметить, что  Родитель может проявляться двояким  образом - прямо или косвенно: как активное состояние Я или  как влияние Родителя. В первом, активном случае человек реагирует  так, как реагировали в подобных  случаях его отец или мать ("Делай,  как я"). Если же речь идет  о косвенном влиянии, то обычно  реакция человека бывает такой,  какой от него ждали ("Не  делай, как я; делай то, что  я говорю"). В первом случае  он подражает одному из родителей,  во втором - приспосабливается к  их требованиям.

4. Ребенок тоже может  проявлять себя двумя способами:  как приспособившийся Ребенок  и как естественный Ребенок.  Приспособившийся Ребенок изменяет  свое поведение под влиянием  Родителя. Он ведет себя так,  как этого хотели бы отец  или мать: например, очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Нытье или "уход в себя" - это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Родителя выступает как причина, а приспособившийся Ребенок - как следствие. В то же время естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, в непослушании, бунте или в проявлении творческого порыва.

Информация о работе Трансакционная модель Берна