Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 07:06, реферат
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения вербальных и невербальных компонент поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, человек произносит фразы типа «мне нельзя», «я должен», критические замечания типа «итак, запомни», «прекрати это», «ни за что на свете», «я бы на твоём месте», «милый мой». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, «грозный вид», вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого человека по голове и т.п.
Теоретическая часть 3
1. Концепция трех эго-состояний Э. Берна 3
2. Проявление эго-состояний в межличностных отношениях 5
3. Формирование эго-состояний 9
4. Практические советы по использованию эго-состояний 11
Практическая часть 13
Список литературы
Сценарий - это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Первоначально сценарий пишется невербально, затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник», «ты никогда ничего не достигнешь»). А могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предписывается профессиональный сценарий («ты настоящий артист»), сценарий относительно своего пола и женитьбы-замужества («ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной», «не рассчитывай со своими данными выйти замуж»), относительно образования, религии, спорта, увлечений и т. п.
При этом родительские сценарные сообщения могут быть конструктивными, деструктивными (в крайних случаях - ведущими к самоубийству) и непродуктивными.
Сценарий - это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему. Бёрн пишет о том, что каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени - месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.
С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребенка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий - к отчаянию.
Формирование сценария происходит следующим образом. Впервые сценарий является ребёнку в очень раннем возрасте в своей наиболее архаичной форме - в форме мифов и сказок. Ребёнок растёт и со временем он, усложняя собственный мир, покидает мир классических архетипов и вступает в мир более романтичных существ. Сказки и истории о животных, рассказанные или прочитанные ему сначала родителями, а затем им самим, захватывают его воображение. В третьей фазе, в юности, человек еще раз пересматривает свой сценарий, чтобы приспособить его к той реальности, какой она ему представляется: сверкающей, романтичной и пр. Постепенно, с возрастом, человек движется все ближе к той реальности, какой она действительно является.
Психотерапия,
разработанная Берном, призвана освободить
человека от влияния сценариев, программирующих
его жизнь, через их осознание, через противопоставление
им непосредственности, спонтанности,
близости и искренности в межличностных
отношениях, через выработку разумного
и независимого поведения.
4.
Практические советы
по использованию
эго-состояний
Состояния эго - нормальные физиологические явления. Мозг организует функционирование психики, при этом продукты его деятельности упорядочиваются и сохраняются как состояния эго.
Для человека жизненно важны все типы состояний. Так, в повседневной жизни очень важно наличие состояния «Взрослый». Для эффективного взаимодействия с окружающей средой индивид должен перерабатывать информацию и рассчитывать вероятности. Он учится на собственных неудачах и хорошо знает, что доставит ему удовольствие. К примеру, переходя улицу с интенсивным движением, мы производим сложный расчет скоростей и трогаемся с места, лишь убедившись в безопасности своих действий. Взрослый выступает посредником во взаимоотношениях Ребенок-Родитель, и именно он контролирует их действия.
Состояние Родителя позволяет наиболее успешно играть роль реального родителя, что гарантирует выживание человеческого рода.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Однако при условии плохого воспитания, личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.
Таким
образом, трансактный анализ является
самостоятельным направлением психологической
теории и практики. Психотерапия, разработанная
Берном, призвана освободить человека
от влияния сценариев, программирующих
его жизнь, через их осознание, через противопоставление
им непосредственности, спонтанности,
близости и искренности в межличностных
отношениях, через выработку разумного
и независимого поведения. Конечной целью
трансактного анализа является достижение
гармонии личности через сбалансированные
взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
Практическая
часть
Приведем
примеры поведения людей в
различных ситуациях и
Ситуация 1. Поведение врача в поликлинике. Диалог с пациентом.
Врач: - У вас плохие результаты анализов, меня это беспокоит. Я вам выпишу таблетки, будете принимать их два раза в день в течение недели.
Пациент: - На следующей неделе мы с женой планировали поездку за границу. Не ухудшит ли это мое состояние?
Врач: - Что вы! Поездку, несомненно, стоит отложить. Акклиматизация может усугубить ваше состояние. Принимайте таблетки в обязательном порядке и через две недели покажитесь мне снова.
В данном случае врач пребывает в эго-состоянии Родителя, который выражает беспокойство за здоровье пациента и настаивает на отказе от поездки.
Ситуация 2. Диалог в автобусе между контролером и пассажиром.
Кондуктор: - Предъявите, пожалуйста, ваш билет.
Пассажир: - Да отстаньте от меня! Тут такая давка, полезу я сейчас билет свой искать!
Пассажир в этой ситуации выступает в роли эго-Ребенка. Вместо того чтобы вежливо попросить контролера подождать, он начинает капризничать и грубить.
Ситуация 3. Лекция в институте.
Преподаватель: - Итак, сегодня мы изучили тему «Философия IV века». У кого-нибудь есть вопросы по теме?
Студент: - Да, если можно, повторите, пожалуйста, последнее ваше высказывание о картине мира в средневековой философии.
В данном случае студент проявляет эго-состояние Взрослого - он просит повторить незаписанное предложение, поскольку понимает, что боязнь показаться глупым в данном случае менее весома, чем последствия, которые могут быть вызваны неусвоенной лекцией.
Ситуация 4. Поведение начальника отдела.
*
Начальник отчитывает
Мы имеем дело с начальником - Родителем, отчитывающим и укоряющим.
*
Начальник на приеме у
Налицо начальник-Ребенок, который чувствует себя виноватым и пытается оправдаться.
* Начальник звонит сыну: - Артем, сделай уроки и, если хочешь, можешь пойти на улицу с друзьями.
Начальник- Взрослый разговаривает с сыном на равных, не приказывая («перед улицей чтобы сделал уроки!») и не заискивая («сынулечка, сделай, пожалуйста, уроки, я тебя прошу»).
Таким
образом, в последней описанной нами ситуации
индивид проявляет в себе качества всех
трех эго-состояний в равной мере. Согласно
теории Э. Берна все три состояния присущи
каждому из нас, но наиболее разумным и
конструктивным является проявление эго-состояния
Взрослого.
Список
литературы
1. Берн Э. Психология. Игры, в которые играют люди.- СПб.: Питер, 2004.- 265 с.
2. Григорович
Л. А. Педагогика и психология.
3. Рябков Н. В. Психология.- М.: Призма, 2007.- 372 с.