Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:52, контрольная работа
Трансактный анализ (ТА) - направление психотерапии, которое рассматривает структуру личности человека с позиций определенных поведенческих стереотипов. Созданием этого метода занимался в 1950-х годах XX века американский психолог и психиатр Эрик Берн, который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования.
Трансактный анализ (ТА) - направление психотерапии, которое рассматривает структуру личности человека с позиций определенных поведенческих стереотипов. Созданием этого метода занимался в 1950-х годах XX века американский психолог и психиатр Эрик Берн, который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования.
Трансактный анализ свидетельствует о том, что человек часто принимает различные решения, которые основываются на жизненных установках, сформированных под влиянием близких ему людей. Между тем, ряд жизненных стереотипов со временем устаревает и требуется их пересмотр. Именно трансакционный анализ, как эффективный психотерапевтический метод, способен внести нужные корректировки в жизненные позиции человека. Трансакционный анализ может применяться как в индивидуальной терапии, так и в групповой. Каждый психотерапевт в своей работе с людьми может использовать различные техники, трансактный анализ является тем универсальным средством, которое позволяет эффективно решать как внутриличностные проблемы, так и межличностные отношения. Именно поэтому транcактный анализ сегодня так часто применяется в психотерапии.
Важнейшая часть трансакционного анализа – это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям), а также структурный анализ состояний «Я индивида». Этих состояний, по Э. Берну, существует три: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния «Я» и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является «игра» (или система трансакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода игр, используемых людьми в общении, посвящены основные работы Э.Берна.
Трансактный анализ включает в себя:
1) структурный анализ (теория эго-состояний);
2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов;
3) анализ психологических «игр» - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);
4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария - «скрипта») - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции, как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.
Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".
"Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации.
"Ребенок" - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:
1. "Естественный
ребенок" - предполагает все импульсы,
присущие ребенку:
2. "Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость.
Взрослое "Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!".
Э.Берн определяет трансакцию как единицу общения. Если двое, трое или более людей встречаются, то рано или поздно один из них заговорит или каким-либо другим способом даст понять остальным, что осведомлён об их присутствии. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ называется трансакционной реакцией.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные эго-состояния. Различают простые, дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Последние, в свою очередь, подразделяют на двойные и угловые.
Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.
Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями.
Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Когда продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: "Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас", то его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента. Когда их слышит Взрослый, ответ может быть таким: «Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю». В то же время Ребенок может ответить: «Я беру ее - это как раз то, что я хочу». Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.
Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.
"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость - это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами.
Выделяют три степени игр:
- игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям;
- игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым;
- игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
В основе многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.
Сценарий - это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Первоначально сценарий пишется невербально, затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник», «ты никогда ничего не достигнешь»). А могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предписывается профессиональный сценарий («ты настоящий артист»), сценарий относительно своего пола и женитьбы-замужества («ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной», «не рассчитывай со своими данными выйти замуж»), относительно образования, религии, спорта, увлечений и т. п. При этом родительские сценарные сообщения могут быть конструктивными, деструктивными (в крайних случаях - ведущими к самоубийству) и непродуктивными.
Сценарий - это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему.
Главная цель коррекции - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.
Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия.
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.
Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.
Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.
Трансактный анализ очень эффективен
в групповой работе, предназначен для
кратковременной психокоррекционной
работы. Трансактный анализ предоставляет
клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых
схем и шаблонов поведения, и, приняв иную
когнитивную структуру поведения, получить
возможность произвольного свободного
поведения.
Список использованных источников
1. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
2. Берн
Э. Игры, в которые играют люди.
Психология человеческих
3. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 218 с.
4. Макаров В.В. Лекции по психотерапии. – М., 1999 – Интернет-ресурс: http//azps.ru/
5. Современный психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.:АСТ; СПб.: Прайм - Еврознак, 2007. – 490 с.