Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 08:52, контрольная работа
Трансперсональная психология — направление психологии, изучающее изменённые состояния сознания, мистический и религиозный опыт.
Трансперсональная психология может быть широко обозначена как психология духовности и тех областей человеческого разума, которые заняты поиском высшего смысла в жизни, которые движутся за ограниченные пределы Эго, чтобы достичь расширенных способностей во имя мудрости, творчества, любви и сострадания. Она признает существование трансперсональных переживаний и заинтересована в раскрытии их смысла для индивидуума и их влияния на поведение человека.
Хотя этот процесс проходил на явно биологическом уровне, в нем был отчетливый отпечаток некоего архетипического ряда, потрясающего своей силой и значимостью. Испытуемые сообщали, что на этом уровне ощущения обладали такой напряженностью, которая превосходила все мыслимые пределы возможного опыта. Эти ощущения возникали крайне хаотично, весьма сложно накладываясь друг на друга, однако в этом сложном потоке Грофу удалось уловить довольно четкую последовательность: движение было направлено от начального состояния нерасчлененного единства с материнской утробой - к ощущению неожиданного отпадения и отделению от первичного органического единства, к отчаянной - "не на живот, а на смерть" - борьбе с конвульсивными сокращениями стенок матки и родовых путей, и, наконец, к ощущению своего полнейшего уничтожения. Затем почти сразу следовало внезапное ощущение абсолютного освобождения, которое воспринималось обычно как физическое рождение, но и как духовное возрождение, причем первое и второе были непостижимо и таинственно связаны между собой.
По терапевтической
эффективности метод Грофа
Физический катарсис, которым сопровождалось вторичное переживание родовой травмы, оказался необычайно мощным: это достаточно ясно указывало на причину сравнительной неэффективности большинства психоаналитических форм терапии, основанных главным образом на словесном воздействии и едва касающихся поверхности. Выявленные Грофом перинатальные переживания были, напротив, дословесными, стихийными. Они появлялись только тогда, когда преодолевалась обычная способность ego к контролю - либо путем применения какого-либо каталитического психоактивного вещества или терапевтической техники, либо благодаря непроизвольной силе бессознательного.
Вместе с
тем, эти переживания оказались глубоко
архетипичными по своему характеру. В
самом деле, столкнувшись с этой перинатальной
цепочкой, испытуемые начинали постоянно
ощущать, что сама природа - в том числе
и человеческое тело - является сосудом
и вместилищем архетипического, что природные
процессы суть архетипические процессы:
к такому открытию в свое время приближались
и Фрейд, и Юнг - только с разных сторон.
В каком-то смысле исследования Грофа
более четко обозначили биологические
истоки юнговских архетипов, одновременно
более четко обозначив архетипические
истоки фрейдовских инстинктов. Столкновение
рождения и смерти в этом ряду, по-видимому,
представляет собой некую точку пересечения
между различными измерениями, где биологическое
встречается с архетипическим, фрейдовское
- с юнговским, биографическое - с коллективным,
личностное - с межличностным, тело - с
духом. Оглядываясь на эволюцию психоанализа,
можно сказать, что она постепенно подталкивала
фрейдовскую биолого-биографическую перспективу
ко все более ранним периодам отдельной
человеческой жизни - до тех пор, пока,
достигнув момента рождения, эта стратегия
не опрокинула выстроенное Фрейдом здание
ортодоксального редукционизма и не указала
психоаналитическим представлениям новый
путь к более сложной и расширенной онтологии
человеческого опыта. В результате возникло
такое понимание психики, которое подобно
самому переживанию перинатальной цепочки,
оказалось несводимым и многомерным.
Психоанализ
Согласно теории Фрейда, психика человека состоит из трёх компонентов: Ид (Его), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид является полностью бессознательным, управляется принципом удовольствия и содержит врожденные инстинкты (продолжения рода, самосохранения, разрушения и т.д.). Эго следует принципу реальности, его функции - адаптация к воздействиям Ид и к требованиям окружающей реальности. Супер-Эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества.
Между тремя компонентами
Трансперсональная психология (ТПП)
Трансперсональная психология - наука о глубинных процессах, происходящих в нас с вами. Создана на основе работ Станислава Грофа, Энтони Сьютича, Абрахама Маслоу, Майкла Мёрфи, Кена Уилбера, Э. Ласлоу и других.
Исследователи-
3. Анализ теории
На мой взгляд трансперсональная психология - это возможность испытать яркие эмоциональные переживания, связанные с так называемым эффектом «расширения сознания», очень привлекательны для молодежи и людей увлекающихся паранауками. Но меня интересует вопрос насколько безобидны и действительно ли способны решать серьезные психологические или психопатологические проблемы методы холотропной терапии? Не я вляется ли то состояние в которое погружается человека наркотическим бредом?
Основной идеей Грофа является исцеление через выход за границы личностного опыта, осознание скрытых сторон своей сущности. Для Грофа сфера трансперсональных переживаний предполагает выход за пределы пространства и времени. При этом происходит отождествление пациента с людьми, биологическими процессами, растениями настоящего и прошлого, со всей физической вселенной или даже космоса. Трансперсональный опыт предполагает так же проживание заново процессов смерти и рождения.
В
ходе сеансов трансперсональной
терапии создавались условия, при
которых человек мог
Для меня все так же остается вопрос что же такое «холотропное дыхание» - Научный метод или же своеобразный наркотик для лиц, жаждущих острых ощущений? Глубокое и частое дыхание, концентрация на собственном теле и ощущениях предлагается Грофом в качестве способа достижения переживаний трансперсонального характера без применения медикаментозных препаратов или, проще говоря, наркотиков и психоделиков.
Что
же на самом деле происходит с человеком
во время холотропного сеанса? С
точки зрения физиологии, любое холотропное
дыхание – это
Если допустить ,что человек начнет воспринимать мир иначе, пройдя курс холотропного дыхания – и что дальше, как ему дальше с этим идти в общество, как устраивать социальные контакты.
На мой взгляд все это конечно интересно ,но не как метод лечения и исцеления, а как метод развлечения для тех, кому не хватает новых ощущений.
Трансперсоная психология с мой точки зрения особенно важна, ведь она включает в себя психологическую мудрость других культур и традиций.
Так
же ключевым и несказанно интрересным
для меня является одно из основных
положений трансперсональной
Используемая литература: