Трансперсональная психология С.Гроф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 08:52, контрольная работа

Описание

Трансперсональная психология — направление психологии, изучающее изменённые состояния сознания, мистический и религиозный опыт.
Трансперсональная психология может быть широко обозначена как психология духовности и тех областей человеческого разума, которые заняты поиском высшего смысла в жизни, которые движутся за ограниченные пределы Эго, чтобы достичь расширенных способностей во имя мудрости, творчества, любви и сострадания. Она признает существование трансперсональных переживаний и заинтересована в раскрытии их смысла для индивидуума и их влияния на поведение человека.

Работа состоит из  1 файл

Теории личности в психологии контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

  Хотя этот процесс проходил на явно биологическом  уровне, в нем был отчетливый отпечаток  некоего архетипического ряда, потрясающего своей силой и значимостью. Испытуемые сообщали, что на этом уровне ощущения обладали такой напряженностью, которая превосходила все мыслимые пределы возможного опыта. Эти ощущения возникали крайне хаотично, весьма сложно накладываясь друг на друга, однако в этом сложном потоке Грофу удалось уловить довольно четкую последовательность: движение было направлено от начального состояния нерасчлененного единства с материнской утробой - к ощущению неожиданного отпадения и отделению от первичного органического единства, к отчаянной - "не на живот, а на смерть" - борьбе с конвульсивными сокращениями стенок матки и родовых путей, и, наконец, к ощущению своего полнейшего уничтожения. Затем почти сразу следовало внезапное ощущение абсолютного освобождения, которое воспринималось обычно как физическое рождение, но и как духовное возрождение, причем первое и второе были непостижимо и таинственно связаны между собой.

  По терапевтической  эффективности метод Грофа оказался сильнее других: ни один не выдерживал с ним сравнения. Однако и цену приходилось платить высокую, в определенном смысле слишком высокую: человек заново переживал собственное рождение, попадая в тиски глубочайшего экзистенциального и духовного кризиса, сопровождавшегося тяжелейшей физической агонией, невыносимым ощущением удушения и давления, предельным сужением психических горизонтов, чувством безнадежного отчуждения и крайней бессмысленности жизни, ощущением подступающего необратимого безумия, и, наконец, сокрушительным ударом от встречи со смертью, когда все исчезает - и в физическом, и в психологическом, и в умственном, и в духовном смыслах. Однако затем, собрав воедино все звенья этой длинной цепи переживаний, испытуемые неизменно сообщали о том, что испытали необычайное расширение горизонтов, коренное изменение представлений относительно природы реальности, чувство внезапного пробуждения, ощущение своей неразрывной связанности со Вселенной, причем все это сопровождалось глубоким чувством психологического исцеления и духовного освобождения. Чуть позднее, в этих и последовавших за ними экспериментах, испытуемые сообщали, что им открылся доступ к воспоминаниям о дородовом, внутриутробном существовании, предстающем обычно тесно связанным с архетипическими прообразами рая, мистического союза с природой, с божеством или с Великой Богиней-Матерью, с растворением "ego" в экстатическом единении со Вселенной, с погружением в пучину трансцендентного Единого и другими формами мистического единящего ощущения. Фрейд называл откровения, появление которых он наблюдал на этом уровне восприятия, "океаническим чувством" - правда, Фрейд относил к нему лишь переживания грудного младенца, испытывающего чувство единения с кормящей его матерью: это как бы ослабленный вариант стихийно-первобытного нерасчлененного сознания во внутриутробном состоянии. Фрейд рассматривал новорожденного как «белый лист».

  Физический  катарсис, которым сопровождалось вторичное  переживание родовой травмы, оказался необычайно мощным: это достаточно ясно указывало на причину сравнительной  неэффективности большинства психоаналитических форм терапии, основанных главным образом на словесном воздействии и едва касающихся поверхности. Выявленные Грофом перинатальные переживания были, напротив, дословесными, стихийными. Они появлялись только тогда, когда преодолевалась обычная способность ego к контролю - либо путем применения какого-либо каталитического психоактивного вещества или терапевтической техники, либо благодаря непроизвольной силе бессознательного.

  Вместе с тем, эти переживания оказались глубоко архетипичными по своему характеру. В самом деле, столкнувшись с этой перинатальной цепочкой, испытуемые начинали постоянно ощущать, что сама природа - в том числе и человеческое тело - является сосудом и вместилищем архетипического, что природные процессы суть архетипические процессы: к такому открытию в свое время приближались и Фрейд, и Юнг - только с разных сторон. В каком-то смысле исследования Грофа более четко обозначили биологические истоки юнговских архетипов, одновременно более четко обозначив архетипические истоки фрейдовских инстинктов. Столкновение рождения и смерти в этом ряду, по-видимому, представляет собой некую точку пересечения между различными измерениями, где биологическое встречается с архетипическим, фрейдовское - с юнговским, биографическое - с коллективным, личностное - с межличностным, тело - с духом. Оглядываясь на эволюцию психоанализа, можно сказать, что она постепенно подталкивала фрейдовскую биолого-биографическую перспективу ко все более ранним периодам отдельной человеческой жизни - до тех пор, пока, достигнув момента рождения, эта стратегия не опрокинула выстроенное Фрейдом здание ортодоксального редукционизма и не указала психоаналитическим представлениям новый путь к более сложной и расширенной онтологии человеческого опыта. В результате возникло такое понимание психики, которое подобно самому переживанию перинатальной цепочки, оказалось несводимым и многомерным. 

  Психоанализ

  Согласно теории Фрейда, психика человека состоит из трёх компонентов: Ид (Его), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид является полностью бессознательным, управляется принципом удовольствия и содержит врожденные инстинкты (продолжения рода, самосохранения, разрушения и т.д.). Эго следует принципу реальности, его функции - адаптация к воздействиям Ид и к требованиям окружающей реальности. Супер-Эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества.

       Между тремя компонентами личности  существует неустойчивое равновесие. Для того чтобы разрешить конфликт  между несовместимыми требованиями  Ид (инстинкты) и Супер-Эго (мораль), сознательный компонент личности - Эго - использует серию специальных механизмов психологической защиты. Одним из них Фрейд считал вытеснение - "перемещение" неприятных воспоминаний из сознательной сферы в бессознательную. По мнению Фрейда, будучи "вытесненными" из фокуса сознания, воспоминания, тем не менее, никуда не исчезают, и впоследствии могут "проскакивать" в сознание в форме сновидений, непроизвольных оговорок и т.д., а также становиться основой определённых психических нарушений.

     Трансперсональная психология (ТПП)

     Трансперсональная психология - наука о глубинных  процессах, происходящих в нас с  вами. Создана на основе работ Станислава Грофа, Энтони Сьютича, Абрахама Маслоу, Майкла Мёрфи, Кена Уилбера, Э. Ласлоу и  других.

 Исследователи-основоположники  ТПП (Тимоти Лири, Станислав Гроф...) применяли в своих экспериментах  психоделические наркотики: ЛСД  и др.

      

 

 

3. Анализ теории

          На мой взгляд трансперсональная психология  - это  возможность испытать яркие эмоциональные переживания, связанные с так называемым эффектом «расширения сознания», очень привлекательны для молодежи и людей увлекающихся паранауками. Но меня интересует вопрос насколько безобидны и действительно ли способны решать серьезные психологические или психопатологические проблемы методы холотропной терапии? Не я вляется ли то состояние в которое погружается человека наркотическим бредом?

     Основной  идеей Грофа является исцеление  через выход за границы личностного  опыта, осознание скрытых сторон своей сущности. Для Грофа сфера трансперсональных переживаний предполагает выход за пределы пространства и времени. При этом происходит отождествление пациента с людьми, биологическими процессами, растениями настоящего и прошлого, со всей физической вселенной или даже космоса. Трансперсональный опыт предполагает так же проживание заново процессов смерти и рождения.

     В ходе сеансов трансперсональной  терапии создавались условия, при  которых человек мог соприкоснуться с опытом предков, общаться с духами животных, пережить единство с жизнью и всем творением. В качестве примера, приведу отчет о ЛСД-сеансе (психоделическая терапия – предтеча холотропного дыхания) «…отождествляясь с жизнью, я пережил весь спектр деструктивных сил, действующих в природе и в людях, и увидел их опасное положение в современной технологии, угрожающей разрушить нашу планету. Я отождествился с бесчисленными жертвами военной машины, узниками концентрационных лагерей,  умирающими в газовых камерах, с рыбой отравленной в реках и морях <…> Это сменялось трогательным видением улыбающихся младенцев <…> мудрых дельфинов и китов, путешествующих в кристально чистой воде океана, зрелищем прекрасных полей и лесов. Я чувствовал глубокую эмпатию с жизнью, осознавал экологическую опасность и решимость присоединиться к силам, защищающим жизнь на планете». Все это напоминает галлюцинации под воздействием наркотических веществ или магические практики древности, далекие от науки. И это сфера паранауки, поскольку мистический опыт не поддается критериям научности. Он неповторим и его нельзя измерить с точки зрения объективности, интерсубъективности и повторить в условиях эксперимента.

     Для меня все так же остается вопрос что же такое  «холотропное дыхание» - Научный метод или же своеобразный наркотик для лиц, жаждущих острых ощущений? Глубокое и частое дыхание, концентрация на собственном теле и ощущениях предлагается Грофом в качестве способа достижения переживаний трансперсонального характера без применения медикаментозных препаратов или, проще говоря, наркотиков и психоделиков.

     Что же на самом деле происходит с человеком  во время холотропного сеанса? С  точки зрения физиологии, любое холотропное  дыхание – это гипервентиляционный  синдром, при котором происходит вымывание углекислого газа из крови  и резкое сужение мозгового кровотока. Последствием чего и становятся галлюцинации. Но ведь гипервентиляционный синдром вредит человеку.

     Если  допустить ,что человек начнет воспринимать мир иначе, пройдя курс холотропного дыхания – и что дальше, как  ему дальше с этим идти в общество, как устраивать социальные контакты.

     На  мой взгляд все это конечно  интересно ,но не как метод лечения  и исцеления, а как метод развлечения  для тех, кому не хватает новых  ощущений.

Трансперсоная психология с мой точки зрения особенно важна, ведь она включает в себя психологическую мудрость других культур и традиций.

     Так же ключевым и несказанно интрересным  для меня является одно из основных положений трансперсональной психологии, которое заключается в том, что  мы не знаем, каков полный диапазон человеческих возможностей. Каждый индивид обладает безграничными возможностями духовного роста, и это придает смысл трансперсональной психологии. 

 

    Используемая  литература:

  1. С. Гроф Путешествие в поисках себя. М., 2001. С.13
  2. www.utro.ru/articles/2004/11/04/370147.shtml
  3. http://www.scorcher.ru/mist/Grof.php
  4. Трансперсональный проект:психология, антропология, духовные традиции. Владимир Козлов, Владимир Майков.
  1. Сальваторе  Мадди Теории личностиСРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПб.: Издательство "Речь", 2002
  1. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. 2-е изд., испр. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Информация о работе Трансперсональная психология С.Гроф