Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:04, контрольная работа
Методика проведения мозгового штурма.Использование методики мозгового штурма.Порядок проведения мозгового штурма.Достоинства метода мозгового штурма.Области применения метода мозгового штурма.
Введение
Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?
Говорят, так родилась идея создания метода
мозгового штурма, который в 1960-е годы
был очень популярен, его считали самым
перспективным, преподавали в университетах
и выработали много модификаций. 1. Методика проведения мозгового штурма 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения. Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело тонкое. Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа.
Почему Осборн сделал так? Он нашел решение
противоречия: Как быть? Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это, помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены), дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями. Особенности этапа генерирования идей. Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.
Во-вторых, создается благожелательная,
раскованная, уважительная, радостная
атмосфера общения умных, заинтересованных
в хорошей идее людей. Следующий
этап - анализ идей и
выработка решения. Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию, и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее. Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно» 2. Использование
методики мозгового штурма. Цель. Объединение
в процессе поиска решений, улучшения
качества работы в командах, развитие
воображения и творческого подхода к
решению той или иной проблемы. Задачи. 1.Научить детей быстро и своевременно находить пути выхода из стоящей перед ними проблемы. Искать новые и неординарные пути выхода (инновационные).
2. Научить детей генерировать идеи.
При этом не надо требовать от детей, чтобы
каждая их идея была правильной и рациональной. Количество детей 10-12 2. Объяснить
детям правила игры, рассказать
об обязанностях обеих групп.
Подчеркнуть, что высказывать
можно любые идеи, самые дикие
и фантастичные, никто смеяться не
будет. Каждый должен высказать хотя бы
одну идею, чем больше, тем лучше. За все
идеи выдавать фишки, можно разного цвета. 4.Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.
Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося
класса предложил И. Викентьев. Заранее
надо договориться с группой, что все замолкают,
когда учитель громко хлопнет в ладоши
и вытянет руки вперед. В течение нескольких
дней надо потренировать детей - сказать:
"Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот
же миг замолкайте". Более трех повторов
команды за одно упражнение делать не
следует - дети могут не успокоиться, им
просто понравится шуметь. 7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и «аналитики» 8. Вообще
говоря, делить ребят на две
группы не обязательно, обе
операции могут выполнять одни
и те же дети, но только операции
надо разнести во времени. Проблема: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Начните с вопроса: - Что
есть в условии задачи? Стакан, кипяток,
вы, кухня и все, что есть на кухне, - это
ресурс для решения задачи. Используем
приемы: посредник + физический эффект
(переход тепла от горячего к холодному
телу). 4.Добавить много варенья или сахара. 5.Переливать через воронку. 6.Погружать холодные ложки. 7. Поставить
в морозилку, в кастрюлю с холодной водой,
в снег... Заключение Оценить общую активность детей. Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
Руфлексия Темы мозгового штурма для детей. 1.Как доставить
тяжелую пирогу Робинзона к морю? Придет время,
когда не будет хватать еды, воды,
топлива, места. Что делать? | |||
|
1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002
2. Вачков
И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические
основы субъектного подхода к групповой
работе. — СПб.: Речь, 2004.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое
обучение / - Л.:Изд-во Ленингр. ун-та,
1985. - 167 с.
4.Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: Тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. - М.: Ось-89, 2002. - 176