Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:50, творческая работа
Цель: коррекция депрессивных состояний, повышение адаптивных возможностей.
Задачи тренинга:
1. Устранить симптомы депрессивного состояния.
2. Сформировать навыки саморегуляции.
3. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы,
Тренинг психологической коррекции депрессивных состояний.
Целевая аудитория: Тренинг рассчитан на широкий круг людей, однако особенно полезен будет тем, кто потерял интерес к жизни, утратил творческий потенциал, устал от людей, общения, чувствует эмоциональную усталость, находится в подавленном (депрессивном) состоянии.
Кол-во участников: от 4 до 12 человек
Возраст: от 12
лет
Цель: коррекция депрессивных состояний, повышение адаптивных возможностей.
Задачи тренинга:
1. Устранить симптомы депрессивного состояния.
2. Сформировать навыки саморегуляции.
3. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения.
Концепция:
Программа направлена на коррекцию депрессивных состояний через:
- осознание участниками своего поведения, эмоций, чувств, их проявления и влияния на интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы,
- побуждение к активной деятельности, к принятию позитивных установок.
- осознание характера взаимоотношений, которые складываются у человека с его ближайшим окружением.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности – сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности.
Программа
Этап |
Что происходит в тренинге |
Цель |
Время, мин |
1. Знакомство |
Приветствие и представление тренера, знакомство с моделью тренинга. |
Приветствовать участниками друг друга, снять отчуждение между группой и тренером, познакомится с программой тренинга. |
10 |
Введение правил взаимодействия в группе, обсуждение формы обращения друг к другу. |
Определить правила для эффективной работы в группе. |
5 | |
Упражнение «Знакомство» (предлагается взять бейджи и написать на них свое имя или никнейм, участники представляются по кругу). |
Познакомить участников, способствовать запоминанию имени участников. |
15 | |
Упражнение «Рекламный ролик» (Каждому участнику предлагается вытянуть карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Необходимо представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Условие: нельзя называть имя человека, которого рекламируете. Группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе). |
Настроить участников на активное выполнение заданий, развитие навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков. |
10 | |
2. Изменение |
Мини-лекция «Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии» (Членов группы просят подумать о том времени, когда они чувствовали себя по-настоящему несчастными в течение длительного времени. Их ответы записываются на доске. Эти события можно объединить общим названием «потери». Далее - объяснение, что результатом потери часто является депрессия. Представление модели цикла потери Кюблера-Росса). |
Получить представление о процессе переживания острого горя, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии. |
20 |
Упражнение «Прощай, напряжение!» (Предлагается взять газетный лист, скомкать его и вложив в это все свое напряжение, закинуть подальше. Обсудить результаты). |
Обучить участников снимать напряжение приемлемым способом. |
10 | |
Упражнение «Аукцион» (По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске. Обсуждение: Какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?) |
Научить справляться с плохим настроением. |
10 | |
Упражнение «Черный шар: идентификация проблемы» (Участников просят сделать для себя таблички с именами. Пусть они осторожно прикрепят булавку на лицевую часть своих табличек маленьким кусочком скотча. Раздайте воздушные шарики. Попросите участников задуматься над проблемами, присутствующими в их жизни. Поговорите о двух типах проблем: о тех, с которыми мы можем что-то сделать, и о тех, с которыми мы ничего поделать не можем. "Попробуйте добиться примеров от группы, спросив их примерно следующее: «С какими, проблемами из вашей жизни вы можете справиться, а с какими нет?». Предложите надуть свои шарики так, чтобы каждый «выдох» в шарик представлял некую проблему. С каждым дыханием в шарик вдувается одна проблема. Постепенно каждый должен полностью надуть свой шарик, и тогда его нужно привязать на шею. Теперь у каждого есть собственный черный шар проблем. Скажите участникам, что теперь у каждого из них есть выбор. Они могут начать работу над теми проблемами, с которыми могут справиться, и постараться забыть об остальных,а могут не делать ничего. Они могут оторвать булавку от карточки со своим именем и взорвать баллон. |
Определить некоторые личные проблемы; выяснить разницу между теми проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны. |
15 | |
Упражнение «Вверх по радуге» (Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить 2 раза. Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз. Обсуждение: Как пользоваться своим ресурсным состоянием?). |
Обучить вхождению в ресурсное состояние. |
10 | |
Упражнение «Прогулка доверия» (Упражнение начинается с беседы о том, что такое доверие. Участники разбиваются на пары, каждой выдаются шарфы, чтобы завязать глаза. В паре – один поводырь, другой ведомый. Через 5 мин. участники меняются местами. Обсуждение). |
Повысить чувство принадлежности к группе, обсуждая результаты групповой работы; составить представление о важности доверия в группе. |
15 | |
Упражнение «Управление тонусом мышц». (Участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза; дышать глубоко и медленно; пройтись внутренним взором по всему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найти места наибольшего напряжения; постараться еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делать это на вдохе; прочувствовать это напряжение; резко сбросить напряжение - делать это на выдохе; повторить это несколько раз. Обсуждение результатов). |
Помощь в снятии зажимов. |
15 | |
Упражнение «Волшебная рука» (Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. Обсуждение: Что нового ты узнал о себе?). |
Повышение самооценки, усиление эго. |
10 | |
Упражнение «Планирование будущего» (Предлагается написать приблизительный план своего будущего. Для начала необходимо выделить основные сферы жизни. В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события. Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей. Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни). С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату). |
Определить планы на будущее, структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности. |
15 | |
3. Завершение |
Упражнение «Копилка обид» (Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в ней все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. Проводится ритуал сжигания обид. Обсуждение: Что делать с текущими обидами?) |
Осознать бесплодность накопленных обид, повысить рефлексивность, улучшить представления о себе. |
15 |
Упражнение «Комплименты» (В течение 3 минут каждый участник по кругу дает своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе всей работы). |
Упражнение дает участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее. |
15 |
Информация о работе Тренинг психологической коррекции депрессивных состояоний