Трудность адаптации первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:28, реферат

Описание

Первый год обучения ребенка в школе – самый трудный, но и в его рамках можно выделить различные по сложности периоды. Педагоги должны знать характеристики этих периодов и в соответствии с ними выстраивать образовательный процесс в первых классах.

Работа состоит из  1 файл

Трудности адаптации первоклассников к школе.docx

— 31.28 Кб (Скачать документ)

Чем же характеризуются  эти первые недели обучения? Прежде всего, низкой и неустойчивой работоспособностью, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует  утомление, переутомление и даже срыв здоровья.

На протяжении периода адаптации состояние, поведение  и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается  двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются. 

Факторы, определяющие успешность адаптации детей  к школе 

Готовность  ребенка к началу систематического обучения. Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети "неготовых" детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников. 

Основные  причины нарушения (срыва) адаптации:

  • неадекватность требований педагога, родителей;
  • стресс ограничения времени;
  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
  • нарушения психического и физического здоровья;
  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.
 

 Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень  важен для физического, функционального  и психического развития. По мнению психологов, именно в это время  формируются многие психологические  новообразования: механизмы регуляции  поведения, ориентация на социальные нормы  и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации  и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи  считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.

Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность к  обучению и состояние здоровья ребенка  – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно  облегчить адаптацию к школе  всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим  и условия организации учебных  занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Также необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности  организма школьника на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учебного года, выстраивая образовательный  процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.

Выделим этапы  социально-психологической и физиологической  адаптации и основные проблемы в  поведении и деятельности детей (таблица).

Этапы и проявления социально-психологической  и физиологической  адаптации

Вид адаптации Этапы адаптации Основные  проблемы в поведении  и деятельности ребенка
Социально-психологическая  адаптация 1-я группа  – 1–2 месяца  
(56% первоклассников)
Трудности выполнения правил поведения, сложности  в контактах со сверстниками и  с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной  деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность
2-я  группа – 3–4 месяца (30%)
3-я  группа – не адаптируются (14%)
Физиологическая адаптация Этап 1 – "физиологическая  буря" – 2–3 недели Низкий  уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность концентрации внимания, низкий произвольный контроль деятельности, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. п.), обострение хронических  заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозоподобных расстройств
Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели
Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) –

1–2 недели


  

 

Эти проблемы у  некоторых детей с трудностями  адаптации могут отмечаться с  первых дней обучения, у других могут  проявиться позже, а у части детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти (в феврале).

Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной  работоспособности является конец  второй четверти – примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных  школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует  о нарушении нервно-психического здоровья детей.

Еще один непростой  период в течение первого учебного года – середина третьей четверти. В это время также обостряются  все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников  организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, а "остановиться и оглянуться", увидеть те пробелы  в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.

Причины и проявления дезадаптации первоклассников 

Выделим причины  и проявления дезадаптации (нарушения или срывы адаптации).

Можно подразумевать  под дезадаптацией только выраженные проблемы, не позволяющие ребенку учиться. Но мы склонны считать дезадаптацией возникновение любых трудностей (ухудшение физического и психического здоровья, проблемы социально-психологической адаптации, трудности обучения письму, чтению, счету и т. п.), поскольку адаптация – системный процесс, и одна проблема обычно влечет за собой новые. Порой они незаметны или просто учителя и родители не умеют их видеть.

Несформированность зрительно-моторных координаций может проявиться в виде трудностей обучения письму, особенно если используется метод механического копирования. Первый этап обучения может пройти относительно спокойно, а проблемы появятся во втором полугодии, когда нужно будет списывать текст (задание) из учебника, как правило, написанного печатным шрифтом, что требует "перекодировки" в письменный (курсивный) шрифт, увеличится интенсивность работы, трудности станут явными.

Наиболее  типичные проявления дезадаптации:

1. Неврозоподобные расстройства:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • неадекватные реакции;
  • жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
  • страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
  • нарушение темпа речи (запинки).

2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).

3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).

4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

5. Снижение учебной мотивации.

6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение. 

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных  условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей  может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.


Информация о работе Трудность адаптации первоклассников к школе