Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:16, реферат
Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы.
Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25
"Трудные" подростки и неформальные группы общения
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Часть 1.
Краткая история
молодёжных неформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные
группы в России………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход
к школьникам-неформалам…………………
Список литературы…………………………………
Проблема трудных
учащихся – одна из центральных
психолого-педагогических проблем. Ведь
если бы не было трудностей в воспитании
подрастающего поколения, то потребность
общества в возрастной и специальной
психологии, педагогике просто отпала
бы, и я бы не писала этот реферат.
Большая общественная
важность обсуждаемой проблемы становится
очевидной особенно сегодня, в период
построения демократического государства
с рыночной экономикой. Тяжёлое экономическое
положение страны, крушение прежнего
мировоззрения и
Часть 1.Краткая история
молодежных неформальных групп
Для того чтобы понять
трудных подростков и юношей из неформальных
молодежных групп, надо знать историю
возникновения и развития этих групп
в мире, их современные виды, причины
возникновения. Только после этого
можно выработать к ним свое отношение
и наметить средства воспитательного
воздействия. Достаточно подробный
материал об этом имеется в сборнике
научных трудов, посвященном психологическим
проблемам изучения неформальных молодежных
объединений. В своем дальнейшем
изложении мы используем данные этой
книги.
Неформальные молодежные
группы приобрели наибольшую выраженность
в странах Запада. Возникновение
их связано с неприятием молодежью
сложившихся в их странах общественно-
В конце 40-х — начале
50-х годов в различных
1953-1954 гг. - начало
эры рок-н-ролла. Его звезды: Билли
Хэйли, Бадди Холли, Чак Берри, Элвис Пресли.
Рок-н-ролл возник из соединения африканского
блюза и музыки североамериканского Юга
(хиллбилли). С помощью дискотек рок начал
формировать новый тип массовой культуры,
затрагивая широкий круг проблем - от секса
до внешней политики. Правящие круги западных
стран, преодолев первоначальную враждебность,
не препятствовали распространению рока.
Они лишь постарались с помощью средств
массовой информации убрать в музыке ноты
протеста и использовать ее в таком виде
для устранения общественного недовольства,
отвлечения внимания от острых и нерешенных
социальных проблем.
В сходное положение
попали представители
В середине 50-х годов
во многих европейских странах появились
«сердитые молодые люди», одетые
в кожаные пиджаки. Возраст их
от 14 до 20 лет. Они были выходцами
из бедных рабочих семей, многие потеряли
в войну отцов и не имели
работы. Стремясь привлечь внимание общественности
к своему драматическому положению,
они громили витрины магазинов,
оформление улиц и мест большого скопления
людей. Позднее возникло сходное
движение теддов. В слепой ненависти и
гневе они выходили на улицы и обрушивали
свою ярость не только на имущество, но
и на случайных прохожих, особенно небелого
цвета кожи.
В 1964 г. появилась
молодежная группа mods. Возраст участников
от 12 до 20 лет. Это выходцы из семей квалифицированных
рабочих. Пародируя принятые в обществе
манеры падения они были подчеркнуто тщательны
в одежде и прическах. Трудясь в рабочие
дни недели, они бунтовали по выходным
в местах публичного отдыха (кафе, дискотеках
и т.д.). Выступая подобно «сердитым молодым
людям» и теддам против окружающих, они
делали это в скандальной, кричащей форме.
На смену указанным
молодежным группам пришло несравненно
более массовое и мощное хип-движение.
Своего пика оно достигло в 1967 г. В течение
ряда лет хиппи заполняли улицы больших
городов Западной Европы и Северной Америки.
Особенно нравились им Сан-Франциско,
Нью-Йорк, Лондон. В большинстве своем
хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных
семей, некоторые - из «высшего света».
В противоположность
идеалам и догматам современного
западного общества хиппи выдвинули
свою, более гуманистическую, как
они считали, систему ценностей.
«Творите любовь, а не войну» — один
из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали
красоту земного мира, радость и богатство
человеческих чувств. В одежде хиппи использовали
красочные атрибуты разных национальных
культур: буддистские четки, индейские
талисманы, амулеты, мокасины, европейские
гитары и губные гармошки. Символом хип-движения
были цветы. Они означали для них любовь
и естественную, не изуродованную условностями
человеческую жизнь. Хиппи критиковали
поколение отцов за то, что оно опошлило
и сделало карикатурным все естественные
проявления человеческой сущности: труд,
общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала
«кладбищем комфорта и роскоши», а хиппи
не хотели быть «заживо похороненными».
Они протестовали против приглаженности,
серости, однотонности жизни, ее бездушности,
подчиненности формальным правилам, подавления
индивидуальности. Хиппи были приверженцами
тотальной революции, выступали за подлинную
демократию, власть народа, за «эмоциональный
социализм».
Однако, по признанию
одного из лидеров хиппи А. Хофмана,
их заговор становился все более агрессивным.
Дети цветов теряли мирный нрав и обрастали
шипами. В 1966 г. под влиянием хип-движения
произошло бурное выступление левацки
настроенных студентов в Париже. Выдвинув
абстрактные лозунги («Фантазию - к власти!»
и т. п.), студенты устраивали массовые
демонстрации протеста, создавали баррикады,
провоцировали столкновения с полицией.
К студентам примкнула часть парижских
горожан. Только вмешательство демократических
сил предотвратило кровавое подавление
студенческого бунта властями. С ними
вступили в переговоры. В результате
студенты добились демократизации и усовершенствования
системы высшего образования в стране,
удовлетворения некоторых требований
трудящихся.
К политическим проблемам
добавились экономические: пребывание
в крупных городах больших групп неорганизованной
молодежи приводило к голоду в их среде,
болезням и эпидемиям. Это заставило хиппи
заняться материальным производством.
Создаются небольшие ремесленные мастерские,
сельскохозяйственные фермы. Причем диггеры,
особое направление в хип-движении, пытаются
игнорировать товарно-денежные отношения.
В их магазинах все отдается даром. Естественно,
долго продержаться такие предприятия
не смогли. В это же время движение «подполье»
направляет свои усилия на духовные преобразования
общества: они начинают издавать большое
количество газет и журналов, в которых
обсуждают проблемы секса, религии, комиксов,
поп-искусства.
Заметным явлением
в хип-движении было создание коммун.
Так, в одних США в конце 60-х годов их было
более трехсот. В городах члены коммуны
занимались в основном ремесленным трудом,
производством и продажей изделий искусства,
в деревне - напряженным физическим трудом.
Они хотели сформировать у себя «новое
сознание», заменить конкуренцию сотрудничеством,
централизацию — децентрализацией, стандартизацию
— оригинальностью, авторитет — коллективным
разумом.
В это время часть
молодежи видит выход из затруднений
движения хиппи в нарочитой политизации
своего поведения, в поисках «политической
конфронтации с господствующей системой».
Они называли себя йипи. Призывая к
революционной активности, йипи не проводили
никакой продолжительной просветительской
и политической работы среди масс. Революционные
изменения в обществе они связывали не
с качественными его преобразованиями,
а с изменением стиля жизни. Они не применяли
понятий «собственность», «общественные
отношения», но любили говорить о конфликте
поколений, делили мир на «молодых» и «старых».
В августе 1968 г. в Чикаго заседал съезд
демократической партии, обсуждавший
кандидатов в президенты США. Высмеивая
существующие формы американской демократии,
15 тысяч йипи организовали марш в этот
город. Их встретили полицейские дубинки
и гранаты со слезоточивым газом. Три дня
продолжалось жестокое избиение протестующей
молодежи. После этого движение йипи с
его наивной программой борьбы с существующим
строем общества перестает существовать.
Кризис движения
хиппи привел значительную часть
молодежи к разочарованию и
Выражением крайнего
отчаяния и протеста была возникшая
на грани 60-х и 70-х годов «революция
озарения посредством наркотиков».
Утверждалось, что лишь путем систематического
принятия наркотических средств становится
возможным развитие чувственности, «раздвижение»
познания мира, установление связей между
людьми. Для многих молодых людей в этом
и сегодня видится единственный путь разрешения
их трудных жизненных проблем.
В эти же кризисные
годы молодежного движения возникают
разнообразные религиозные
В 70-е годы возникают
и более «мирные», целеустремленные
виды молодежного несогласия с обществом:
движение «зеленых», группы новой демократии,
защиты прав женщин, безработных и
т. д. Молодежь проводит кампании: «Рок
против правых», «Нет стартовым площадкам
для третьей мировой!». Таким образом,
насущные, животрепещущие проблемы современного
общества попадают в центр внимания
молодежи, активно включающейся в
движение протеста.
С середины 70-х годов
в развитых капиталистических странах
распространяется движение рокеров. Это
преимущественно молодые люди из
низкооплачиваемых семей, рабочие
и учащиеся. Рокеры всегда с мотоциклами.
Мчась на них с головокружительной
скоростью по пустынным улицам больших
городов, рокеры испытывают «чувство сладостного
освобождения от оков общества». Рокеры
стремятся найти
В ФРГ все больше
становится нацирокеров. Исповедуя неофашизм,
они с ненавистью преследуют всех «левых».
Массовое распространение
в настоящее время получили клубы
болельщиков, так называемые фан-клубы.
Подчас члены этих клубов — не просто
спортивные болельщики, а пропагандисты
экстремизма и насилия, межнациональной
розни. Например, футбольный матч на кубок
Европы ФРГ—Турция западногерманские
фанаты использовали для демонстрации
ненависти к людям турецкого происхождения.
Еще более крайние
позиции занимают в Великобритании
и Западной Германии «бритоголовые»
(«скинхэды», «скины»). Они выходцы из среды
люмпен-пролетариев. Тяжелое существование
породило у них слепую ненависть к более
состоятельным людям и стремление к ничем
не прикрытому насилию по отношению к
окружающим. Из них формируются основные
«кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны.
Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для
многих из них участие в этих группах —
лишь средство выразить свой протест против
равнодушного отношения к ним общества.
Информация о работе "Трудные" подростки и неформальные группы общения