Творческая активность сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:36, реферат

Описание

Большинство философов и психологов различает два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное, определяемое как «созидательное разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.

Работа состоит из  1 файл

Творческая активность сознания.docx

— 14.43 Кб (Скачать документ)

Большинство философов  и психологов различает два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное, определяемое как «созидательное разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.

     Человек отражает внешний мир не в пассивном  созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Поэтому  сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как  такая духовная деятельность, которая  направлена на активное, творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

     Творческая  деятельность сознания тесно связана  с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают  характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность  человека, такой субъективный образ  предмета деятельности, в идеальной  форме которого предвосхищается  результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного  опыта человечества и поднимаются  до высших форм своего проявления в  виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом духовном пространстве движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

     Признание активного, творческого характера  сознания является необходимым требованием  понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь  с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие  мир. Объективный мир, воздействуя  на человека и отражаясь в его  сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира  как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект-объект» не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

     Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

     Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении  общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью  в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально - политические, могут опережать  наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает  составной частью общественного  бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Итак, сознание как  отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и  того же процесса: в своем влиянии  на бытие оно может как оценивать  его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его.

Информация о работе Творческая активность сознания