Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:48, реферат
Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, П. Ришар, Б. Гейтс, М. Тайсон, А. Свиридова, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список - список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.
Введение………………………………………………………………3
1. Психология творчества………………………………………….5
1.1 Предрасположенность к творчеству…………..………..5
1.2 Психологические механизмы художественного
творчества…………………………………………..…………7
2. Принципы интерпретации творчества………………………10
3. Самореализация личности. Потребность личности
в самореализации……………………………….………………13
Выводы…………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………18
Творчество является
атрибутом человеческой деятельности,
её «необходимое, существенное, неотъемлемое
свойство». Оно предопределило возникновение
человека и человеческого общества,
лежит в основе дальнейшего прогресса
материального и духовного
Творчество - это
исторически эволюционная форма
активности людей, выражающаяся в различных
видах деятельности и ведущая
к развитию личности. Через творчество
реализуются историческое развитие
и связь поколений. Оно непрерывно
раздвигает возможностей человека, создавая
условия для покорения новых
вершин.
Предварительным условием
творческой деятельности выступает
процесс познания, накопления знания
о предмете, который предстоит
изменить.
Творческая деятельность
- это самодеятельность, охватывающая
изменение действительности и самореализацию
личности в процессе создания материальных
и духовных ценностей, новых более
прогрессивных форм управления, воспитания
и т.д. и раздвигающая пределы
человеческих возможностей.
В основе творчества
лежит принцип деятельности, а
конкретнее трудовой деятельности. Процесс
практического преобразования человеком
окружающего мира в принципе обусловливает
и формирование самого человека.
Творчество является
атрибутом деятельности лишь человеческого
рода. Родовой сущностью человека,
его важнейшим атрибутивным свойством,
является предметная деятельность, суть
которой - творчество. Однако этот атрибут
не присущ человеку с рождения. В
данный период он присутствует только
в виде возможности. Творчество не дар
природы, а приобретенное через
трудовую деятельность свойство. Именно
преобразующая деятельность, включение
в неё являются необходимым условием
развития способности к творчеству.
Преобразующая деятельность человека,
воспитывает в нем, субъекта творчества,
прививает ему соответствующие
знания, навыки, воспитывает волю, делает
его всесторонне развитым, позволяет
создавать качественно новые
уровни материальной и духовной культуры,
т.е. творить.
Таким образом, принцип
деятельности, единство труда и творчества
раскрывают социологический аспект
анализа основ творчества.
Культурологический
аспект исходит из принципа преемственности,
единства традиции и новаторства.
Творческая деятельность
есть главный компонент культуры,
её сущность. Культура и творчество
тесно взаимосвязаны, более того
взаимообусловлены. Немыслимо говорить
о культуре без творчества, поскольку
оно - дальнейшее развитие культуры (духовной
и материальной). Творчество возможно
лишь на основе преемственности в
развитии культуры. Субъект творчества
может реализовать свою задачу, лишь
взаимодействуя с духовным опытом человечества,
с историческим опытом цивилизации.
Творчество в качестве необходимого
условия включает в себя вживание
его субъекта в культуру, актуализацию
некоторых результатов прошлой
деятельности людей.
Возникающее в творческом
процессе взаимодействие между различными
качественными уровнями культуры выдвигает
вопрос о взаимосвязи традиции и
новаторства, ибо нельзя понять природу
и сущность новаторства в науке,
искусстве, технике, правильно объяснить
характер инноваций в культуре, языке,
в различных формах социальной деятельности
вне связи с диалектикой
3. Самореализация
личности. Потребность личности
в самореализации
Известно, что наиболее
полное раскрытие способностей человека
возможно лишь в общественно значимой
деятельности. Причём важно, чтобы осуществление
этой деятельности детерминировалось
не только извне (обществом), но и внутренней
потребностью самой личности. Деятельность
личности в этом случае становится
самодеятельностью, а реализация её
способностей в данной деятельности
приобретает характер самореализации.
З. Фрейд был одним
из первых, кто попытался увидеть
в доминантных инстинктах человека
потребность в самореализации. Самореализация,
по З. Фрейду, локализуется в бессознательном
слое человеческой психики и проявляется
в «стремлении к удовольствию»,
присущем человеку с рождения. Этой
инстинктивной потребности в
самореализации противостоят навязанные
обществом императивные требования
культуры (нормы, традиции, правила
и т.д.), основная функция которых
состоит в цензуре за бессознательным,
в подавлении инстинктоподобных
потребностей.
Немало страниц
посвящает характеристике потребности
в самореализации Э. Фромм. Он связывает
её с потребностями человека в
идентизации и целостности. Человек,
отмечает Фрейд, отличается от животного
тем, что он стремится выйти за
пределы непосредственных утилитарных
запросов, хочет знать не только
то, что необходимо ему для выживания,
но и стремится познать смысл
жизни и сущность своего «Я». Эта
самореализация достигается индивидом
с помощью вырабатываемой им системы
ориентаций в общении с другими
людьми. Идентизация и есть то «ощущение»,
которое позволяет индивиду с
полным основанием сказать о себе
как о «Я», и социальная среда
активно влияет на эту потребность.
Потребность в самореализации, по
Фромму, есть экзистенциальная потребность
- психическое состояние, вечное и
неизменное в своей основе. Социальные
условия способны изменить лишь способы
её удовлетворения: она может найти
выход в творчестве и в разрушении,
в любви и в преступлении и
т.д.
Для мыслителей материалистов,
не подлежит сомнению, что стремление
человека к самореализации имеет
не инстинктивное, а филогенетическое
происхождение и, обязано своим
существованием «второй человеческой
природе», которая включает в себя:
а) трудовой способ существования; б) наличие
сознания; в) специфический человеческий
вид взаимоотношений между
Особенность потребности
в самореализации состоит в том,
что удовлетворяя её в единичных
актах деятельности (например, написание
романа, создание художественного произведения)
личность никогда не может удовлетворить
её полностью.
Удовлетворяя базовую
потребность в самореализации в
различных видах деятельности, личность
преследует свои жизненные цели, находит
свое место в системе общественных
связей и отношений. Было бы грубой
утопией конструировать единую модель
самореализации «вообще». Самореализации
«вообще» не существует. Конкретные формы,
способы, виды самореализации у разных
людей различны. В поливалентности
потребности в самореализации выявляется
и получает развитие богатая человеческая
индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Выводы
Плоды цивилизации
и культуры, которыми мы ежедневно
пользуемся в повседневной жизни
мы воспринимаем как нечто вполне
естественное, как результат развития
производственных и общественных отношений.
Но за таким безликим представлением
сокрыто великое множество
Творчество является
атрибутом человеческой деятельности
- это исторически эволюционная форма
активности людей, выражающаяся в различных
видах деятельности и ведущая
к развитию личности. Главный критерий
духовного развития человека - это
овладение полным и полноценным
процессом творчества.
Творчество является
производной реализации индивидом
уникальных потенций в определенной
области. Поэтому между процессом
творчества и реализацией способностей
человека в общественно значимой
деятельности, которая приобретает
характер самореализации существует прямая
связь.
Известно, что наиболее
полное раскрытие способностей человека
возможно лишь в общественно значимой
деятельности. Причем важно, чтобы осуществление
этой деятельности детерминировалось
не только извне (обществом), но и внутренней
потребностью самой личности. Деятельность
личности в этом случае становится
самодеятельностью, а реализация её
способностей в данной деятельности
приобретает характер самореализации.
Таким образом, творческая
деятельность - это самодеятельность,
охватывающая изменение действительности
и самореализацию личности в процессе
создания материальных и духовных ценностей,
которая способствует расширению пределов
человеческих возможностей.
Также следует заметить,
что не так важно, в чем именно
проявляется творческий подход, в
умении «играть» на ткацком станке,
как на музыкальном инструменте,
или же в оперном пении, в способности
решать изобретательские или организационные
задачи. Ни одному виду человеческой деятельности
не чужд творческий подход.
Не обязательно
чтобы все члены общества писали
стихи или пели песни, были свободными
художниками или играли роль в
театре. Тот вид деятельности, в
котором лучше всего, свободнее
всего проявляется творческий подход,
и тот объём, в каком человек
может его проявить, зависит от
склада личности, от привычек, от особенностей
жизненного пути. Объединение всех
сущностных сил человека, проявление
всех его личностных особенностей в
деле способствуют развитию индивидуальности,
подчеркивают, наряду с общими для многих
признаками, его уникальные и неповторимые
черты.
Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.
Список использованной
литературы
Борев Ю. Б. Эстетика.
- М., 1988.
Кривчун А. А. Эстетика:
Учебник для студентов вузов.
- М., 1998. - 430 с.
Цалок В. А. Творчество:
Философский аспект проблемы. - Кишинев,
1989. - 148 с.
Пономарев Я. А. Психология
творчества. - М.: Наука, 1990.
Галин А. Л. Личность
и творчество. - Новосибирск, 1989.
Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. - № 4. - стр. 24-32.