Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:55, реферат

Описание

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Отличительные особенности творческого мышления………………………. 3
2. Методы стимулирования проявления творческих способностей ................... 8
Список используемой литературы ........................................................................11

Работа состоит из  1 файл

реферат психология.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

    2. Методы стимулирования проявления творческих способностей

    В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, однообразие решаемых задач.

    Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности  личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

    Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

    На  основании анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:

  • интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки ;
  • самооценка;
  • стабильность эмоционального состояния.

    Стимулирование  проявления креативности возможно при  внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие  не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.

    Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:

    1) Минимизировать отрицательное влияние  моральных и культурных запретов  могут помочь, например, такие методы  воздействия, как расширение круга  интересов личности (например, через  обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

    2) Поскольку для проявления креативности  очень важно иметь высокую  самооценку, целесообразно воздействовать  на нее путем повышения внешней  положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи (например, Дружинин) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут, как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса.

    3) Исследователи биографий творческих  личностей отмечают, что творчество  проявляется слабее, если в эмоциональной  сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – (Серия "Учебник нового века")
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  3. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")
  5. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.

Информация о работе Творческое мышление