Творчество. Этапы творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:21, реферат

Описание

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Работа состоит из  1 файл

Творчество.docx

— 18.19 Кб (Скачать документ)

Выполнила: Сухачева Е. 149.1

Творчество. Этапы творческой деятельности.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

Существуют  разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • философское
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам  практической и духовной деятельности.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Иногда  считают, что творчество — это создание такого нового, которое  имеет положительную  общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества. По поводу такого определения  справедливо выдвигается  возражение: общественной значимости не имеет  ни творчество детей, ни решение взрослым человеком головоломки; в истории известно немало случаев, когда  блестящие достижения творческой мысли  людей долгое время  не обретали общественной значимости. К этому  нужно добавить, что  если различается  общественная и индивидуальная значимость, то нет  сколько-нибудь веской причины (кроме желания  обезличить картину  творчества, безостаточно растворив индивида в «общественном») для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального творчества. В философской литературе: творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Структура творческого процесса. Все еще встречается  представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения  проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого  процесса, начало его  развертывания. Осознание  потребности, постановка и формулирование проблемы — это  начальные рубежи процесса поиска решения  проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс  в его сложном  движении к результату. Идеальное, как центральное  звено творческого  процесса, рождается  под непосредственным воздействием проблемности и для удовлетворения соответствующей потребности субъекта.

Фокусируя внимание на способах получения новых  идей, представлений  и понятий, мы убеждались в их индивидуальном, неповторимом характере, в их случайности  и непредсказуемости. Мы видели также, что  иррациональные скачки в научном познании после заполнения «логического вакуума» дискурсивными компонентами «снимались», благодаря  чему процесс познания обретал вид логичности, закономерности и  непрерывности. Но в  еще большей мере закономерность научного познания выступает, когда с индивидуального  уровня субъекта познания приходится переключаться  на уровень общества, на социокультурный фон развития науки. 

Наиболее  известно сегодня  описание последовательности стадий (этапов) творческого  мышления, которое  дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Факторы, мешающие творческому  мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество  можно рассматривать  не только как процесс  создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при  взаимодействии личности (или  внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Человечество  никогда не довольствовалось случайностями и  стихийностью в познании мира. Всегда, на всем протяжении развития науки шел поиск  средств направленного  и эффективного воздействия  на научное творчество. Как показывает опыт развития науки, научным  творчеством в  известных пределах можно управлять. Это касается как условий проявления индивидуальных способностей исследователя, в частности, интуиции, условий, благоприятствующих встрече со «счастливой» случайностью, повышающих степень вероятности решения проблемы, так и, с другой стороны, — условий социокультурного характера, социально-экономических, политических и общекультурных предпосылок, также поддающихся (особенно при исключении социальных антагонизмов) определенному регулированию. Нисколько не умаляя роли интуиции и случайности в научном творчестве, ученые ориентируются прежде всего на рациональные способы исследования, действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупные научные результаты в этой своей автономии и в то же время подводящие процесс познания к интуитивным скачкам.

Информация о работе Творчество. Этапы творческой деятельности