Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:36, контрольная работа
Историю педагогической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита... Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце 16 века. Однако на протяжении всей истории науки психология не выделялась в самостоятельную сферу научного знания, а развивалась в русле философской мысли. Как самостоятельная наука она существует сравнительно недавно – с конца 19 века. Её рождение в этом качестве историки датируют 1879г., когда впервые в мире была основана исследовательская психологическая лаборатория. Эту лабораторию, преобразованную впоследствии в институт, основал Вильгельм Вундт, который по праву считается первым психологом.
1.Введение…………………………………………………………………………3
Биография В.Вундта……………………………………………………….4
Научная деятельность В. Вундта………………………………………….5
Вклад В. Вундта в психологию……………………………………………9
2. Заключение…………………………………………………………………….15
3. Список использованной литературы………………………………………...16
Приложение 1(портрет В.Вундта)……………………………………………...17
Приложение 2 (В.Вундт с сотрудниками в лаборатории)…………………….18
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2. Заключение……………………………………………………
3. Список использованной литературы………………………………………...16
Приложение 1(портрет
В.Вундта)……………………………………………...
Приложение 2 (В.Вундт
с сотрудниками в лаборатории)…………………….18
Введение
Историю
педагогической мысли
Поэтому целью данной контрольной работы является рассмотрение творчества Вильгельма Вундта и выделение того вклада, который он привнес в психологию. Работа состоит из 3 подпунктов: в первом рассмотрена биография Вильгельма Вундта, его значимые события в жизни, второй подпункт посвящен научной деятельности в области психологии, и в третьем подпункте выделены основные достижения для современной психологии. В заключении подведены итоги творчества В.Вундта. В конце работы представлен список использованной литературы.
Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Мангейма. Он был младшим из детей протестантского пастора Максимилиана Вундта и Мари Фредерики Вундт, уроженной Арнольд. В семье было 4 детей. Двое из них умерли в раннем возрасте, остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка.
2 года он обучался в народной школе, после чего его обучение было поручено викарию – помощнику отца, с которым Вильгельм до этого жил в одной комнате в доме родителей. В своей автобиографии «Пережитое и познанное» Вундт вспоминал: «Этот еще довольно молодой помощник моего отца по имени Фридрих Мюллер и был моим настоящим воспитателем. Он стал для меня ближе, чем отец и мать, и когда через несколько лет он получил собственный приход в близлежащем местечке Мюнцехайм, я настолько затосковал, что родители согласились, в ответ на его предложение, чтобы я жил у него в течении того года, который оставался до поступления в гимназию». За исключением воскресных дней Вильгельм всё время проводил в доме викария. При несомненных педагогических способностях викария его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с викарием гимназия стала для Вундта «школой страданий». Возможно, это объяснялось также её католической направленностью, чуждой сыну протестантского пастора.
Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрёл друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков – латинского, греческого, древнееврейского, - в общем, вступил на путь познания, на котором ему потом суждено было стать знаменитым. [2;20]
2.2. Научная деятельность В.Вундта
Когда ему исполнилось 19 лет, он был готов к поступлению в университет. С этой целью в 1851 году он прибыл в Тюбинген. Здесь в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Однако проучившись здесь только один год, он перешёл в Гейдельбергский университет, где проучился три с половиной года. Еще в Тюбингене он принял решение стать физиологом, считая, что именно эта область знания, а не профессия практического врача, в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям.
Первый год обучения в Гейдельбурге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и, до некоторой степени, практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос и его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельбурге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.
Весной 1853 года Вундт отправился
в Берлин к И.Мюллеру, чтобы
изучать физиологию под
В Гейдельбург Вундт вернулся в 1856г. Здесь он защитил диссертацию по медицине на тему «Исследование нервов в воспалённых и вырождающихся органах». В 1856-1857 гг. он опубликовал 3 статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 г. – свою первую книгу «Очерки по изучению мускульного движения». В это время интересы Вундта были сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали его всё больше и больше.
В 1858 г. Г.Гельмгольц перешел из Боннского университета в Гейдельбергский. Вундт стал его ассистентом. Личных дружественных отношений между ними не сложилось, возможно – из-за различия темпераментов. Тем не менее их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871г. Гельмгольц не переехал в Берлин.
Вундт проработал в
Еще в 1858г. опубликовал
В 1863г. увидела свет очень важная работа – «Лекции о душе и человека и животных», содержавшая введение ко проблемам экспериментальной психологии, разработка которых растянулась на долгие годы.
В 1867г. Вундт начал читать
лекционный курс по
В 1874г. Вундт получил
В Цюрихе Вундт проработал
недолго. Уже в следующем году
он становится профессором
В 1879г. состоялось открытие
небольшой лаборатории.
[2;21]
Последние 20 лет своей жизни
Вильгельм Вундт посвятил
Но, ограничивая предмет
В
1912 г. Вильгельм Вундт выпустил
книгу, которая стала
Проанализировав творчество
Однако, по мнению Вундта, ни одно
из этих определений не
Вывод,
который сделал Вильгельм
3.3. Вклад В.Вундта в психологию
В конце XIX в. в связи с формированием предпосылок оформления психологии как самостоятельной науки встал вопрос о дальнейших путях ее развития: о ключевых проблемах, исходных методологических установках, используемых методах и т.д. Как отмечает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский: "Тогда и появилось несколько теоретических планов построения психологии как самостоятельной опытной науки" [4; 220]. Каждая из этих программ носила индивидуализированный характер и принципиально отличалась от других. Они задавали не только вектор развития психологических исследований, но и фиксировали ближайшие и отдаленные цели разработок.