Творчество Вундта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание

Историю педагогической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита... Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце 16 века. Однако на протяжении всей истории науки психология не выделялась в самостоятельную сферу научного знания, а развивалась в русле философской мысли. Как самостоятельная наука она существует сравнительно недавно – с конца 19 века. Её рождение в этом качестве историки датируют 1879г., когда впервые в мире была основана исследовательская психологическая лаборатория. Эту лабораторию, преобразованную впоследствии в институт, основал Вильгельм Вундт, который по праву считается первым психологом.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
Биография В.Вундта……………………………………………………….4
Научная деятельность В. Вундта………………………………………….5
Вклад В. Вундта в психологию……………………………………………9
2. Заключение…………………………………………………………………….15
3. Список использованной литературы………………………………………...16
Приложение 1(портрет В.Вундта)……………………………………………...17
Приложение 2 (В.Вундт с сотрудниками в лаборатории)…………………….18

Работа состоит из  1 файл

1 работа.docx

— 285.29 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………3

    1. Биография В.Вундта……………………………………………………….4
    2. Научная деятельность В. Вундта………………………………………….5
    3. Вклад В. Вундта в психологию……………………………………………9

2. Заключение…………………………………………………………………….15

3. Список использованной  литературы………………………………………...16

Приложение 1(портрет В.Вундта)……………………………………………...17

Приложение 2 (В.Вундт  с сотрудниками в лаборатории)…………………….18 

Введение

  Историю  педагогической мысли исследователи  прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения  Платона, Аристотеля, Демокрита... Само  понятие «психология» было введено  в научный обиход в конце  16 века. Однако на протяжении всей  истории науки психология  не  выделялась в самостоятельную  сферу научного знания, а развивалась  в русле философской мысли.  Как самостоятельная наука она  существует сравнительно недавно  – с конца 19 века. Её рождение  в этом качестве историки датируют 1879г., когда впервые в мире была  основана исследовательская психологическая  лаборатория. Эту лабораторию,  преобразованную впоследствии  в  институт, основал Вильгельм Вундт,  который по праву считается  первым психологом.

  Поэтому  целью данной контрольной работы является рассмотрение творчества Вильгельма Вундта и выделение того вклада, который он привнес в психологию. Работа состоит из 3 подпунктов: в первом рассмотрена биография Вильгельма Вундта, его значимые события в жизни, второй подпункт посвящен научной деятельности в области психологии, и в третьем подпункте выделены основные достижения для современной психологии. В заключении подведены итоги творчества В.Вундта. В конце работы представлен список использованной литературы.

 

    1. Биография Вильгельма Вундта (1832-1920)

  Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Мангейма. Он был младшим из детей протестантского пастора Максимилиана Вундта и Мари Фредерики Вундт, уроженной Арнольд. В семье было 4 детей. Двое из них умерли в раннем возрасте, остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка.

  2 года он обучался в народной школе, после чего его обучение было поручено викарию – помощнику отца, с которым Вильгельм до этого жил в одной комнате в доме родителей. В своей автобиографии «Пережитое и познанное» Вундт вспоминал: «Этот еще довольно молодой помощник моего отца по имени Фридрих Мюллер и был моим настоящим воспитателем. Он стал для меня ближе, чем отец и мать, и когда через несколько лет он получил собственный приход в близлежащем местечке Мюнцехайм, я настолько затосковал, что родители согласились, в ответ на его предложение, чтобы я жил у него в течении того года, который оставался до поступления в гимназию». За исключением воскресных дней Вильгельм всё время проводил в доме викария. При несомненных педагогических способностях викария его влияние, как вспоминал позже Вундт,  имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с викарием гимназия стала для Вундта «школой страданий». Возможно, это объяснялось также её католической направленностью, чуждой сыну протестантского пастора.

   Через год родители перевели его в гимназию  в Гейдельберге. Здесь он приобрёл друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков – латинского, греческого, древнееврейского, - в общем, вступил на путь познания, на котором ему потом суждено было стать знаменитым.  [2;20]

2.2. Научная деятельность  В.Вундта

   Когда ему исполнилось 19 лет, он был готов к поступлению в университет. С этой целью в 1851 году он прибыл в Тюбинген. Здесь в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Однако проучившись здесь только один год, он перешёл в Гейдельбергский университет, где проучился три с половиной года. Еще в Тюбингене он принял решение стать физиологом, считая, что именно эта область знания, а не профессия практического врача, в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям.

    Первый год обучения в Гейдельбурге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и, до некоторой степени, практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций  опытов химика Бунзена Вундт в 1853г. выполнил свою первую научную работу. На втором году он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос и его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельбурге. Тут ему  стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

   Весной 1853 года Вундт отправился  в Берлин к И.Мюллеру, чтобы  изучать физиологию под руководством  человека, считавшегося «отцом экспериментальной  физиологии». Он нашёл, что  характер немецкой науки в  Берлине отличается от университетов  южной Германии. В Гейдельбурге  наука была слишком практична  для его академического темперамента. В Берлине он встретил не  только лучшую науку, но и  лучшие умы. Помимо И. Мюллера,  большое внимание на него оказал  Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к экспериментальным исследованиям.

  В  Гейдельбург Вундт вернулся в 1856г. Здесь он защитил диссертацию по медицине на тему «Исследование нервов в воспалённых и вырождающихся органах». В 1856-1857 гг. он опубликовал 3 статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 г. – свою первую книгу «Очерки по изучению мускульного движения». В это время интересы Вундта были сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали его  всё больше и больше.

    В 1858 г.  Г.Гельмгольц перешел  из Боннского университета в  Гейдельбергский. Вундт стал его ассистентом. Личных дружественных отношений между ними не сложилось, возможно – из-за различия темпераментов. Тем не менее их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871г. Гельмгольц не переехал в Берлин.

   Вундт проработал в Гейдельбурге  до 1874 г. Здесь окончательно оформились  его  научные интересы. Теперь  приоритетным направлением для  него выступала психология.

   Еще в 1858г. опубликовал первую  часть «Очерков по теории чувственных  восприятий». Последний параграф  содержал краткое обсуждение  вопроса о бессознательных умозаключениях  как механизме восприятия. «Очерки»  выходили частями на протяжении  четырех лет. А в 1862г. книга  была опубликована полностью,  с теоретическим введением к  ней. Здесь, по существу, была  изложена программа Вундта, подразделявшая  психологию на 3 основных направления: экспериментальная психология, этническая психология и научная метафизика.

   В 1863г. увидела свет очень  важная работа – «Лекции о  душе и человека и животных», содержавшая введение ко проблемам экспериментальной психологии, разработка которых растянулась на долгие годы.

   В 1867г. Вундт начал читать  лекционный курс по физиологической  психологии, фактически положивший  начало науке под таким названием.  Полное изложение его концепции  было дано в книге «Основания  физиологической психологии» (в  2-х частях, 1873-1874); при жизни   Вундта увидело свет 6 изданий  этой книги.

    В 1874г. Вундт получил приглашение  на кафедру индуктивной философии  в Цюрих. Рекомендацию ему дал  Гельмгольц; в ней он подчеркивал,  что философия должна опираться  на естественные науки.

   В Цюрихе Вундт проработал  недолго. Уже в следующем году  он становится профессором кафедры  философии Лейпцигского университета. Отныне Лейпцигу предстояло на  несколько дней  стать колыбелью  и столицей мировой психологии.

   В 1879г. состоялось открытие  небольшой лаборатории. Оборудование  ее составляли несложные приборы  для экспериментальной работы, довольно  скромной по масштабам. Неожиданно  для Вундта лаборатория вызвала  огромный интерес. В ней собралась  группа сотрудников, впоследствии  сыгравших важную роль в развитии  экспериментальной психологии. Это  были учёные не только из  Германии (Э.Крепелин, О.Кюльпе, Э.Мейман и др.), но и из Америки (Г.С.Холл, Дж.М.Кэттэл и др.) и других стран,  в том числе из России. Через 2 года лаборатория превратилась в Психологический институт. А в 1883г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования», изменённое в 1905г. на более адекватное – «Психологические исследования».

 [2;21]

   Последние 20 лет своей жизни  Вильгельм Вундт посвятил изучению  психологии народов, которую рассматривал  как венец психологии. Вундт изучал  процессы, лежащие в основе общего  развития человеческих обществ  и возникновения совместных духовных  продуктов, представляющих общечеловеческие  ценности. В результате такого  рассмотрения Вильгельм Вундт  предпринял попытку свести развитие  общества и культуры к психическим  причинам и условиям. Таким образом,  можно говорить о том, что  Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой.

   Но, ограничивая предмет исследования  психологии народов высшими психическими  процессами, Вундт не уделял внимания  социальной психологии. Тем не  менее его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор. С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии.

  В  1912 г. Вильгельм Вундт выпустил  книгу, которая стала своеобразным  итогом его научной деятельности. В ней ученый рассмотрел основные   понятия психологии в свете  ее сравнения с естествознанием.

    Проанализировав творчество многих  психологов, Вундт выделил 2 основных  определения понятия  психология. Согласно одному, психология есть  «наука о душе», а психические  процессы трактуются как явления,  из рассмотрения которых можно  делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции. Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта». Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы представлены «самонаблюдению», или по-другому, «внутреннему» чувству.

   Однако, по мнению Вундта, ни одно  из этих определений не удовлетворяет  современной научной точке зрения. Первое – метафизическое –  определение соответствует тому  состоянию, в котором психология  находилась дольше, чем другие  области человеческого знания, но  которое и для нее отошло  теперь окончательно в прошлое,  после того как она развивалась в эмпирическую дисциплину.   Второе – эмпирическое – определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта». [3;203]

  Вывод,  который сделал Вильгельм Вундт  с своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче.

3.3. Вклад В.Вундта  в психологию

   В конце XIX в. в связи с формированием предпосылок оформления психологии как самостоятельной науки встал вопрос о дальнейших путях ее развития: о ключевых проблемах, исходных методологических установках, используемых методах и т.д. Как отмечает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский: "Тогда и появилось несколько теоретических планов построения психологии как самостоятельной опытной науки" [4; 220]. Каждая из этих программ носила индивидуализированный характер и принципиально отличалась от других. Они задавали не только вектор развития психологических исследований, но и фиксировали ближайшие и отдаленные цели разработок.

Информация о работе Творчество Вундта