Учение Аристателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Описание

Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.

Содержание

Введение
1. Краткая биография Аристотеля……………………………………………….
2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания.
3. Учение Аристотеля о человеке и душе……………………………………….
4. Логика и методология Аристотеля……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.docx

— 48.37 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1. Краткая биография Аристотеля……………………………………………….

2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания.

3. Учение Аристотеля о человеке и душе……………………………………….

4. Логика и методология  Аристотеля……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………...

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Введение

     Нас, людей,  как мыслящих существ, естественно  интересует вопрос: как возник  наш человеческий мир, что ему  предшествовало, благодаря чему  он стал возможным? В связи  с этим поставим такие задачи: каковы жизненные корни и философский  смысл проблемы бытия; какова  философская категория бытия;  основные формы и диалектика  бытия; в чем суть категории  бытия в философии. И поставим  себе цель познакомиться с  таким философским учением, как  бытие.

   С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и несобственно природу - разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).

     "Бытие" - фундаментальное понятие, которое  многие мыслители считают основанием  философии. При этом издавна  в него вкладывался различный  смысл; вокруг "бытия" и учения  о бытии (онтологии) всегда  велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии[3]. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.

     Быть или  вовсе не быть - вот здесь разрешение  вопроса. Эти слова, которые  вызывают в памяти знаменитый  монолог Гамлета, на самом деле  вариант перевода (возможно, вольного) мысли, сформулированной за много  столетий до Шекспира древнегреческим  философом Парменидом в поэме  "О природе".

     Вопросы Парменида  и Шекспира - о разном. Парменидовское "быть или не быть" - вопрос  о том, избрать ли "бытие", и только его, первоначалом  философии. Решение Парменида - философское: "Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь есть, а ничто не есть; прошу тебя это обдумать". Гамлетовское "быть или не быть" - о личностном выборе:

Быть иль не быть, вот  в чем вопрос. Достойно ль 

Души терпеть удары  и щелчки

Обидчицы судьбы иль лучше  встретить

С оружьем море бед и  положить

Конец волненьям?

У. Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена I

(Пер. Б. Пастернака)

   В первом случае  размышлением охватывается мир  в целом, включающий и человека. Во втором случае внимание  человека сосредоточено на его  жизни и судьбе. Но как бы  ни различались парменидовский  и шекспировский (гамлетовский) вопросы,  они постоянно переплетаются  друг с другом.

   Иногда, о бытии говорят и пишут так, будто сменяющие друг друга интерпретации в истории философской мысли исчерпывают проблему бытия. Однако каждый из философов прошлого трактовал ее в соответствии с исходными принципами своего учения. Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и содержания этой фундаментальной философской категории. Бытие отождествлялось с особенным миром идей ("подлинное", вечное и неизменное бытие - в противовес миру преходящих вещей - у Платона), служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира (Аристотель), использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу (Фома Аквинский), ставилось в связь с существованием вещей самих по себе (Кант), разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики (Гегель), соотносилось в первую очередь с "бытием-сознанием" (Хайдеггер) и т.д. Многие из предложенных толкований высвечивают действительно важные аспекты проблемы. Однако ни одно из них, взятое само по себе, и даже вся их совокупность не исчерпывают проблемы бытия - она и сегодня, после многовекового развития философии, остается неисчерпаемой и открытой. Вместе с тем освоение опыта истории философии позволяет очертить общие проблемно-теоретические рамки темы бытия.

                                  1.Краткая биография Аристотеля

    Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть  врачом  означало  в Древней Греции  занимать  большое общественное  положение,  и Никомах был известен  всей  Македонии.[4]

    Аристотель,  по  словам  очевидцев,  с  молодости  был  невзрачного  вида.  Худощавый, он   имел  худые  ноги,  маленькие  глазки  и  шепелявил.  Но  зато  любил  одеться,  носил  по  несколько  дорогих  перстней  и  делал  необычную  прическу.  Воспитываясь  в  семье  врача,  и  поэтому,  самостоятельно  занимаясь  медициной,  Аристотель,  однако,  не  стал  профессиональным  врачом.  Но  медицина  осталась  для  него  на  всю  жизнь  настолько  родной  и  понятной  областью,  что  впоследствии  в  своих  труднейших  философских  трактатах  он  дает  пояснения  на  примерах  из  медицинской  практики.  В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем – в Митилену. Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимназия, примыкавшая к храму Апполона Ликейского.

   Зрелые произведения  Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь  групп: 

   1. Логические труды  («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

   2. Философия природы:  «Физика», или «Лекции по физике»,  в 8-ми кн., «О небе» в 4-х  кн., «О возникновении и уничтожении»  в 2-х кн., «О небесных явлениях»  ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения  включается также псевдоаристотелевский  трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н.  э. 

  3. Психология: «О душе»  в З-х кн., а также «Малые  труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии  и воспринимаемом», «О памяти  и воспоминании», «О сне», «О  бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

  4. Биологические труды:  «О частях животных», «О движении  животных», «О передвижении животных»,  «О происхождении животных». Эти  аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.  Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и  музыки.

  5. Первая философия:  сочинение в 14-ти книгах, получившее  название «Метафизика». В издании  Беккера ему предшествует трактат  «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии». 

  6. Этика: «Никомахова  этика» в 10-ти кн., «Большая  этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги  1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются  8 книгой «Евдемовой этики». «Большая  этика» признается неаутентичной,  также неаутентичен трактат «О  добродетельном и порочном», относящийся  ко времени между I в. до н.  э.-I в. н.э. 

  7. Политика и экономика:  «Политика» в 8-ми кн., «Экономика»  в З-х кн. обычно считается не  аутентичной, причем 3 книга имеется  лишь в латинском переводе. В  школе Аристотеля было описано  государственное устройство 158 греческих  городов-государств. В 1890 г. был  .найден папирус с текстом «Афинской  политии» Аристотеля.

  8. Риторика и поэтика:  «Искусство риторики» в З-х  кн., за которым печатается неподлинный  трактат «Риторика против Александра»  - ранняя перипатетическая работа.

  Сочинения Аристотеля  сохранились, можно сказать, чудом.  После смерти философа они  перешли к Теофрасту, а затем  к его ученику Нолею. До 1 в.  н. э. они пролежали в подземном  книгохранилище, предоставленные «грызущей  критике мышей», а затем попали  в библиотеку Апелликона Теосского  в Афинах. Затем они оказались  в Риме, где и были изданы  главой тогдашних перипатетиков  Андроником Родосским.

 

 

2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия  и знания

  Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского это сочинение следовало «за физикой» (meta ta physika). Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «заприродных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых еще «физикой», имеющей дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении. Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель (physikos – физик) занимается всем тем, что составляет деятельности и состояния такого-то тела и такой-то материи... [Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик; поскольку же они отделены [от всего телесного, их изучает] метафизик (protos philosophos)».[1] Отсюда видно, что Стагирит рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами начала не существуют. Причем это даже более высокая степень абстракции, чем в математике.

   «Метафизика» в  принятой традицией форме начинается  с определения первой философии  («мудрости») и далее развертывается  в ходе критики предшествующих  философов. Исследование и критика  учений прошлого имеет для  него служебное назначение, подводя  к собственной его концепции,  предварительно ее обосновывая.  Так, Аристотель пишет, что  если «первые философы» считали  началом всех вещей материю,  то Анаксагор вводит разум  в качестве причины «благоустройства  мира и всего мирового порядка». А следовательно, Анаксагор и  Эмпедокл с его Любовью и  Враждою вводят в философию  «действующую причину». Пифагорейцы  добавляют к этому утверждение,  что ограниченное, неограниченное  и единое, т. е. компоненты числа,  являются не свойствами физических  реальностей, но их сущностью,  «вследствие чего число и составляло  сущность всех вещей». Таким образом,  возникает понятие такого начала (причины), как «сущность и суть  бытия». Наконец, Платон признал,  что «нельзя дать общего определения  для какой-нибудь из чувственных  вещей, поскольку вещи эти постоянно  меняются. Идя указанным путем,  он подобные реальности (выражающие  общее – А. Б.) назвал идеями, а что касается чувственных  вещей, то о них речь всегда  идет отдельно от идей, но в  соответствии с ними, ибо все  множество вещей существует в силу приобщения к одноименным». Тем самым окончательно формируется понимание формальной и целевой причин. Но именно здесь Аристотель радикально разошелся с Платоном. Его критика теории идей – впрочем, это в какой-то мере и самокритика бывшего платоника – суммарно изложена в 4 и.5 главах XIII книги «Метафизики», хотя затрагивается и в других местах этого труда.

  Возражения Аристотеля  Платону таковы. (1) Приписывая всем  вещам одноименные идеи, платоник  удваивает мир, как будто думая,  будто большее число сущностей  легче познать, чем меньшее. (2) Ни один из способов доказательства  существования идей не достигает  своей цели. (3) «Третий человек»: связь предмета и идеи требует  «посредника». Так, между человеком  вообще и отдельным человеком,  Платоном, должен существовать еще  один «человек», скажем, «грек». Но  в таком случае Между человеком  вообще и 'греком должен существовать  еще один «человек», допустим, «белый человек», и т. д. до  бесконечности. (4) Идеи провозглашаются  причинами, но не могут ими  быть, так как неподвижные идеи  не могут быть причиною движения. (5) Платон не  выяснил, что означает  «причастность» вещей идеям, –  это «пустые слова и поэтические  метафоры». Наконец, (6) вообще невозможно, «чтобы врозь находились сущность  и то, сущностью чего она является».  Аналогичные возражения направляет  Стагирит против пифагорейских  представлений о математических  объектах, якобы существующих отдельно  от вещей. Эти объекты на  деле «не являются сущностями  в большей мере, нежели тела, и... они по бытию не предшествуют  чувственным вещам, но только  логически».[1]

  Свое собственное  учение о причинах и началах  Аристотель начинает с закона  исключенного противоречия. Мы уже  говорили о его логической  формулировке – в «Метафизике»  он превращается в начало бытия.  Это «наиболее достоверное из  всех» положение гласит: «Невозможно,  чтобы одно и то же вместе  было и не было присуще одному  и тому же и в одном и  том же смысле». И далее:  «Не может кто бы то ни  было признавать, что одно и  то же существует не существует, как это, по мнению некоторых,  утверждает Гераклит». Ссылка  на Гераклита показательна. Аристотель, вопреки античному диалектику, вводит  одновременно утверждение, что  вещь не может быть тем же  самым и не тем же самым,  существовать и не существовать  одновременно и в том же  самом смысле, и что таким образом  нельзя ни о чем высказываться.  Поэтому он не только заменяет  диалектику формальной логикой,  но и провозглашает всю действительность  непротиворечивой, а потому по  существу неизменной. Ниже мы  увидим, как с этой точки зрения должно рассматриваться движение и изменение, которых Аристотель, конечно, не отвергал. Принятие Аристотелем принципа исключенного противоречия формальной логики в качестве универсального начала бытия вело к тому, что его метафизика превращается в учение о неизменной сущности мира, отличной от самого изменчивого мира. И тем не менее, поскольку Стагирит не упускает из виду движения и развития существующих вещей, это приводит его к ряду противоречий, выражающих запутанность и непоследовательность его мысли.

Информация о работе Учение Аристателя