Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.
Введение
1. Краткая биография Аристотеля……………………………………………….
2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания.
3. Учение Аристотеля о человеке и душе……………………………………….
4. Логика и методология Аристотеля……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Краткая биография Аристотеля……………………………………………….
2. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания.
3. Учение Аристотеля о человеке и душе……………………………………….
4. Логика и методология Аристотеля……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Нас, людей,
как мыслящих существ,
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и несобственно природу - разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
"Бытие" -
фундаментальное понятие,
Быть или
вовсе не быть - вот здесь разрешение
вопроса. Эти слова, которые
вызывают в памяти знаменитый
монолог Гамлета, на самом
Вопросы Парменида и Шекспира - о разном. Парменидовское "быть или не быть" - вопрос о том, избрать ли "бытие", и только его, первоначалом философии. Решение Парменида - философское: "Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь есть, а ничто не есть; прошу тебя это обдумать". Гамлетовское "быть или не быть" - о личностном выборе:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Души терпеть удары и щелчки
Обидчицы судьбы иль лучше встретить
С оружьем море бед и положить
Конец волненьям?
У. Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена I
(Пер. Б. Пастернака)
В первом случае
размышлением охватывается мир
в целом, включающий и
Иногда, о бытии говорят и пишут так, будто сменяющие друг друга интерпретации в истории философской мысли исчерпывают проблему бытия. Однако каждый из философов прошлого трактовал ее в соответствии с исходными принципами своего учения. Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и содержания этой фундаментальной философской категории. Бытие отождествлялось с особенным миром идей ("подлинное", вечное и неизменное бытие - в противовес миру преходящих вещей - у Платона), служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира (Аристотель), использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу (Фома Аквинский), ставилось в связь с существованием вещей самих по себе (Кант), разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики (Гегель), соотносилось в первую очередь с "бытием-сознанием" (Хайдеггер) и т.д. Многие из предложенных толкований высвечивают действительно важные аспекты проблемы. Однако ни одно из них, взятое само по себе, и даже вся их совокупность не исчерпывают проблемы бытия - она и сегодня, после многовекового развития философии, остается неисчерпаемой и открытой. Вместе с тем освоение опыта истории философии позволяет очертить общие проблемно-теоретические рамки темы бытия.
1.Краткая биография Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.[4]
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем – в Митилену. Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимназия, примыкавшая к храму Апполона Ликейского.
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды
(«Органон»): «Категории», «Об истолковании»
2. Философия природы:
«Физика», или «Лекции по физике»,
в 8-ми кн., «О небе» в 4-х
кн., «О возникновении и
3. Психология: «О душе»
в З-х кн., а также «Малые
труды по естествознанию» (
4. Биологические труды:
«О частях животных», «О
5. Первая философия:
сочинение в 14-ти книгах, получившее
название «Метафизика». В издании
Беккера ему предшествует
6. Этика: «Никомахова
этика» в 10-ти кн., «Большая
этика» в 2-х кн., «Евдемова этика»,
из которой печатаются книги
1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7
книгами « Никомаховой этики».
13-15 главы 7 книги иногда считаются
8 книгой «Евдемовой этики». «Большая
этика» признается
7. Политика и экономика:
«Политика» в 8-ми кн., «Экономика»
в З-х кн. обычно считается не
аутентичной, причем 3 книга имеется
лишь в латинском переводе. В
школе Аристотеля было описано
государственное устройство 158 греческих
городов-государств. В 1890 г. был
.найден папирус с текстом «
8. Риторика и поэтика:
«Искусство риторики» в З-х
кн., за которым печатается
Сочинения Аристотеля
сохранились, можно сказать,
2. Первая философия Аристотеля:
учение о причинах начала
Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского это сочинение следовало «за физикой» (meta ta physika). Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «заприродных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых еще «физикой», имеющей дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении. Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель (physikos – физик) занимается всем тем, что составляет деятельности и состояния такого-то тела и такой-то материи... [Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик; поскольку же они отделены [от всего телесного, их изучает] метафизик (protos philosophos)».[1] Отсюда видно, что Стагирит рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами начала не существуют. Причем это даже более высокая степень абстракции, чем в математике.
«Метафизика» в
принятой традицией форме
Возражения Аристотеля
Платону таковы. (1) Приписывая всем
вещам одноименные идеи, платоник
удваивает мир, как будто
Свое собственное
учение о причинах и началах
Аристотель начинает с закона
исключенного противоречия. Мы уже
говорили о его логической
формулировке – в «Метафизике»
он превращается в начало