Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:22, реферат
Упражнение выполняется в круге. Первыйучастник произносит любое слово. Следующий
по кругу участник произносит предыдущее сло¬во, а затем любое другое. Следующий за ним по кругу участник произносит предыдущие два сло¬ва и добавляет одно свое. Далее каждому после¬дующему участнику необходимо произнести все слова, сказанные до него в порядке их появления, и добавить к ним свое.
Можно оценить каждого участника в баллах, при этом баллы начисляются тем:
• кто смог выполнить первую задачу, но при этом раскрылся — 1 балл;
• кто смог выполнить первую задачу и не раскрылся сам — 2 балла;
• кто смог раскрыть сыщика, следившего за ним, — 1 балл.
После этого можно провести обсуждение в группе, какую задачу было проще выполнять, какую сложнее и кто что чувствовал.
Упражнения для развития внимания
17.17. «МУХА»
Описание процедуры. Достаточно известное упражнение, хорошо тренирующее образное мышление и способность концентрировать внимание. Здесь предлагается два его варианта: простой — на плоскости и более сложный — объемный.
Вариант 1 (на плоскости)
Участникам предлагается представить себе листок бумаги, разлинованный на девять клеточек (то есть квадрат три на три клеточки) и вообразить муху, сидящую в самой средней клетке. Это
не простая муха, а «дрессированная», которая может перемещаться, послушно выполняя отданные ей команды. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») «муха» перемещается соответственно команде насоседнюю клетку. Команды подаются участниками по очереди. Иными словами, каждый участник во время своего хода перемещает воображаемую муху в одну из соседних клеток, давая вслух команду, например «вверх». Следующий за ним участник перемещает муху дальше, по своему желанию, например: «вправо», и передает ход следующему. При этом муху нельзя двигать обратно,
чтобы исключить челночные движения, например: если предыдущий игрок дал команду: «вниз», то следующему нельзя давать команду «вверх», возвращая ее обратно. Ведущий (или один из участников) контролирует все перемещения мухи на реальном листке бумаги, реальным карандашом.
Так как муха для всех одна, а управляют ею все, то главная задача участников — мысленно следить за всеми перемещениями мухи и не допускать ее выхода за пределы игрового поля. Если это
произошло, то ведущий заявляет: «Муха улетела», — и игрок, допустивший ошибку, выбывает
из игры. По команде «Муха в центре» игра возобновляется без выбывшего участника.
Вариант 2 (объемный)
Описание процедуры.
По процедуре данный вариант мало чем отличается от предыдущего, за исключением того,
что в данном случае участникам предлагается представить не плоскость 3 на 3 клетки, а куб, состоящий из 27 маленьких кубиков (нечто вроде прозрачного кубика Рубика с дрессированной мухой внутри). То есть предыдущая плоскость 3 на 3 клеточки является в данном кубе только одним из трех слоев. Наша муха в данном случае первоначально сидит в центре куба. Соответственно к первоначальным командам «вверх», «вниз», «вправо» и «влево» добавляются еще две команды «вперед» и «назад».
По окончании упражнения следует обсудить затруднения участников и обменяться выработанными техниками сосредоточения и переключения внимания.
17.18. «СЧИТАЛКА»
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается поиграть в считалку. Но не в
простую, а в особенную. Первый участник называет число «один», сидящий слева от него участник называет число «два», затем следующий за ним по кругу (по часовой стрелке) говорит «три» и так далее. Особенность заключается в следующем: участнику, которому предстоит назвать число, кратное «4» или содержащее в себе цифру «4» (например, 4, 8, 12, 14, 16 и т. д.), не обходимо хлопнуть в ладоши и тем самым пропустить ход. Данное число называет следующий за ним человек. Если кто-то ошибается, то он
выбывает из игры, но остается сидеть на своем месте, пропуская ходы.
Комментарии
Можно усложнить условие, добавив в процессе выполнения упражнения дополнительную кратность, например «3». В результате хлопать должны участники, на кого выпадают числа: 3, 4, 6, 8, 9, 12 и т. д. При данном исполнении участники выбывают гораздо быстрее.
17.19. «ЧУЖИЕ КОЛЕНКИ»
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Каждый участник кладет свою правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку на правое колено соседа слева. Таким образом, все руки участников лежат на чьих то коленях таким образом, что на коленях каждого из них лежат чьи-то руки. Задача участников — хлопать по коленкам соседа таким образом, чтобы в целом по кругу руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Получается бегущая волна хлопков по кругу. При кажущейся простоте участники сразу начинают сбиваться. Сложность заключается в том, что им необходимо следить за тем, когда очередь дойдет до их руки, а не до их коленки. Участник, который ошибся, убирает свою проштрафившуюся руку. После того как и вторая его рука ошибется, участник выбывает из игры вместе со стулом. Круг сжимается, и упражнение продолжается.
Через некоторое время упражнение можно усложнить, предоставив право каждому участнику менять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо в момент, когда до его руки доходит очередь, быстро хлопнуть ею по коленке дважды. После этого волна должна пойти в обратную сторону.
5
Информация о работе Упражнения для развития памяти и наблюдательности