Упражнения для развития памяти и наблюдательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:22, реферат

Описание

Упражнение выполняется в круге. Первыйучастник произносит любое слово. Следующий
по кругу участник произносит предыдущее сло¬во, а затем любое другое. Следующий за ним по кругу участник произносит предыдущие два сло¬ва и добавляет одно свое. Далее каждому после¬дующему участнику необходимо произнести все слова, сказанные до него в порядке их появления, и добавить к ним свое.

Работа состоит из  1 файл

Упражнения для развития памяти и наблюдательности и внимания.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Можно оценить каждого участника в баллах, при этом баллы начисляются тем:

• кто смог выполнить первую задачу, но при этом раскрылся — 1 балл;

• кто смог выполнить первую задачу и не раскрылся сам — 2 балла;

• кто смог раскрыть сыщика, следившего за ним, — 1 балл.

После этого можно провести обсуждение в группе, какую задачу было проще выполнять, какую сложнее и кто что чувствовал.

 

Упражнения для развития внимания

17.17. «МУХА»

Описание процедуры. Достаточно известное упражнение, хорошо тренирующее образное мышление и способ­ность концентрировать внимание. Здесь предла­гается два его варианта: простой — на плоско­сти и более сложный — объемный.

 

Вариант 1 (на плоскости)

Участникам предлагается представить себе листок бумаги, разлинованный на девять клеточек (то есть квадрат три на три клеточки) и вооб­разить муху, сидящую в самой средней клетке. Это
не простая муха, а «дрессированная», которая может перемещаться, послушно выполняя отдан­ные ей команды. По одной из четырех возмож­ных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») «муха» перемещается соответственно команде насоседнюю клетку. Команды подаются участника­ми по очереди. Иными словами, каждый участ­ник во время своего хода перемещает воображае­мую муху в одну из соседних клеток, давая вслух команду, например «вверх». Следующий за ним участник перемещает муху дальше, по своему желанию, например: «вправо», и передает ход сле­дующему. При этом муху нельзя двигать обратно,
чтобы исключить челночные движения, напри­мер: если предыдущий игрок дал команду: «вниз», то следующему нельзя давать команду «вверх», возвращая ее обратно. Ведущий (или один из уча­стников) контролирует все перемещения мухи на реальном листке бумаги, реальным карандашом.
Так как муха для всех одна, а управляют ею все, то главная задача участников — мысленно сле­дить за всеми перемещениями мухи и не допус­кать ее выхода за пределы игрового поля. Если это
произошло, то ведущий заявляет: «Муха улете­ла», — и игрок, допустивший ошибку, выбывает
из игры. По команде «Муха в центре» игра возоб­новляется без выбывшего участника.
 

Вариант 2 (объемный)


Описание процедуры.

По процедуре данный вариант мало чем отличается от предыдущего, за исключением того,

что в данном случае участникам предлагается представить не плоскость 3 на 3 клетки, а куб, состоящий из 27 маленьких кубиков (нечто вро­де прозрачного кубика Рубика с дрессированной мухой внутри). То есть предыдущая плоскость 3 на 3 клеточки является в данном кубе только одним из трех слоев. Наша муха в данном случае первоначально сидит в центре куба. Соответ­ственно к первоначальным командам «вверх», «вниз», «вправо» и «влево» добавляются еще две команды «вперед» и «назад».

По окончании упражнения следует обсудить затруднения участников и обменяться вырабо­танными техниками сосредоточения и переклю­чения внимания.

17.18. «СЧИТАЛКА»

Описание процедуры             

Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается поиграть в считалку. Но не в

простую, а в особенную. Первый участник на­зывает число «один», сидящий слева от него уча­стник называет число «два», затем следующий за ним по кругу (по часовой стрелке) говорит «три» и так далее. Особенность заключается в следующем: участнику, которому предстоит на­звать число, кратное «4» или содержащее в себе цифру «4» (например, 4, 8, 12, 14, 16 и т. д.), не­ обходимо хлопнуть в ладоши и тем самым про­пустить ход. Данное число называет следующий за ним человек. Если кто-то ошибается, то он
выбывает из игры, но остается сидеть на своем месте, пропуская ходы.
Комментарии             

Можно усложнить условие, добавив в процессе выполнения упражнения дополнительную кратность, например «3». В результате хлопать должны участники, на кого выпадают числа: 3, 4, 6, 8, 9, 12 и т. д. При данном исполнении уча­стники выбывают гораздо быстрее.

 

17.19. «ЧУЖИЕ КОЛЕНКИ»

Описание процедуры             

Упражнение выполняется в круге. Каждый участник кладет свою правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку на правое ко­лено соседа слева. Таким образом, все руки уча­стников лежат на чьих то коленях таким образом, что на коленях каждого из них лежат чьи-то руки. Задача участников — хлопать по коленкам соседа таким образом, чтобы в целом по кругу руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Получается бегущая волна хлопков по кругу. При кажущейся простоте уча­стники сразу начинают сбиваться. Сложность заключается в том, что им необходимо следить за тем, когда очередь дойдет до их руки, а не до их коленки. Участник, который ошибся, убира­ет свою проштрафившуюся руку. После того как и вторая его рука ошибется, участник выбывает из игры вместе со стулом. Круг сжимается, и упражнение продолжается.

Через некоторое время упражнение можно усложнить, предоставив право каждому участни­ку менять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо в момент, когда до его руки доходит очередь, быстро хлопнуть ею по колен­ке дважды. После этого волна должна пойти в обратную сторону.

 

5

 



Информация о работе Упражнения для развития памяти и наблюдательности