Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Объект исследования: ценностные ориентации личности.
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций у школьников старших классов.
С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей старшего школьного возраста.
Исследование проводилось в городском поселке Зеленый бор в октябре – ноябре 2011 года. В исследовании участвовало 14 детей – учащихся (10 класс – контрольная группа, 11 класс – экспериментальная группа).
В каждом классе по 7-8 человек.
Из них 7 детей – женского пола (50% от общего числа респондентов),
7 детей – мужского пола (50% от общего числа респондентов).
Средний возраст детей – 15,5 лет.
От ценностных ориентаций зависит окружение подростка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.
Система
ценностных ориентаций определяет содержательную
сторону направленности личности и
составляет основу ее отношений к
окружающему миру, к другим людям,
к себе самой, основу мировоззрения
и ядро мотивации жизненной
В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых социокультурных тенденций растет интерес к исследованию содержательных особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и многомерного отражения реальности. Перед проведением психодиагностической части исследования, опираясь на данные наблюдений и результаты экспертного опроса, а, также применяя биографический метод (в том числе изучение анамнеза), мы установили ряд общих для исследуемых детей старшего школьного возраста особенностей, среди которых можно выделить следующие:
1) неуверенность в себе, заниженная самооценка; неумение вступить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;
2) недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;
3) отсутствие смысла жизни;
4) высокий или средний интеллект;
5) высокий уровень тревожности. У отдельных детей постоянно возникают различные страхи (есть и фобии). Следствием страхов, зачастую, являются беспокойный сон и ночные кошмары;
6) повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость; жалобы на частые головные боли;
7) конфликты с родителями;
8) резко негативное отношение к учению (к школьному), враждебное отношение к учителям.
Система
ценностей составляет основу отношений
личности к окружающему миру, к
другим людям, к себе самой. Являясь
содержательной стороной направленности,
ценности выступают основой
Все использованные методики адаптированы на старший школьный возраст.
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Автор: Д.А. Леонтьева (приложение А). Данное исследование направлено на изучение системы ценностей [1, с. 90-91].
2. Методика «Ценностные ориентации» Автор: М. Рокич (приложение Б), [28, с. 34]. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
3. Методика «Неоконченные предложения» Авторы: Татарова Г.Г. и Бурлов А.В. (приложение В, Г), [48, c. 85-90]. Данная методика исследует субъективное восприятие школьниками образа «культурный человек».
Информация о работе Условия формирования ценностных ориентаций у школьников старших классов