Условия формирования ценностных ориентаций у школьников старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Объект исследования: ценностные ориентации личности.
Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций у школьников старших классов.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 28.70 Кб (Скачать документ)

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ  КЛАССОВ.

     2.1. Исследование  ценностных ориентаций у учащихся старших классов

     С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей старшего школьного возраста.

     Исследование  проводилось в городском поселке Зеленый бор в октябре – ноябре 2011 года. В исследовании участвовало 14 детей – учащихся (10 класс – контрольная группа, 11 класс – экспериментальная группа).

     В каждом классе по 7-8 человек.

     Из  них 7 детей – женского пола (50% от общего числа респондентов),

     7 детей – мужского пола (50% от общего числа респондентов).

     Средний возраст детей – 15,5 лет.

     От  ценностных ориентаций зависит окружение  подростка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.

     Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и  «философии жизни» и как следствие  продуктивности личности.

     В ситуации ломки социальных стереотипов  и набирающих силу новых социокультурных тенденций растет интерес к исследованию содержательных особенностей индивидуального сознания личности как интегрированного и многомерного отражения реальности. Перед проведением психодиагностической части исследования, опираясь на данные наблюдений и результаты экспертного опроса, а, также применяя биографический метод (в том числе изучение анамнеза), мы установили ряд общих для исследуемых детей старшего школьного возраста особенностей, среди которых можно выделить следующие:

     1) неуверенность в себе, заниженная самооценка; неумение вступить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;

     2) недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;

     3) отсутствие смысла жизни;

     4) высокий или средний интеллект;

     5) высокий уровень тревожности. У отдельных детей постоянно возникают различные страхи (есть и фобии). Следствием страхов, зачастую, являются беспокойный сон и ночные кошмары;

     6) повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость; жалобы на частые головные боли;

     7) конфликты с родителями;

     8) резко негативное отношение к учению (к школьному), враждебное отношение к учителям.

     Система ценностей составляет основу отношений  личности к окружающему миру, к  другим людям, к себе самой. Являясь  содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения  и ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.

     Все использованные методики адаптированы на старший школьный возраст.

     1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Автор: Д.А. Леонтьева (приложение А). Данное исследование направлено на изучение системы ценностей [1, с. 90-91].

     2. Методика «Ценностные ориентации» Автор: М. Рокич (приложение Б), [28, с. 34]. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

     3. Методика «Неоконченные предложения» Авторы: Татарова Г.Г. и Бурлов А.В. (приложение В, Г), [48, c. 85-90]. Данная методика исследует субъективное восприятие школьниками образа «культурный человек».

Информация о работе Условия формирования ценностных ориентаций у школьников старших классов