Узнавание фигур, или Как проверить свою память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:44, реферат

Описание

Цель. Исследование процессов восприятия и узнавания у детей и взрослых.
Описание. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур (рис.1) и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 258.99 Кб (Скачать документ)

Узнавание фигур, или Как проверить свою память.

 

 

Цель. Исследование процессов  восприятия и узнавания у детей  и взрослых.

Описание. Экспериментатор  предъявляет испытуемому таблицу  с изображением 9 фигур (рис.1) и предлагает внима­тельно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испы­туемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Первая инструкция. «Сейчас  я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться  запомнить как можно большее  количество фигур».

Вторая инструкция. «На  следующем рисунке среди нарисован­ных фигур вы должны выбрать те, которые видели в пер­вом случае».

Обработка результатов. Экспериментатор  отмечает и подсчи­тывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по фор­муле:

E = M/9 + N,

где М - число правильно  узнанных фигур,

N - число неправильно узнанных  фигур.

Наиболее оптимальный  уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого  к единице, тем луч­ше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процес­сы узнавания другого материала - буквенного, цифрового, словесного.

 

Методика исследования кратковременной  памяти, или

Как выбрать нужную информацию.

Цель. Определение объема кратковременной зрительной па­мяти.

Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроиз­вести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция. «Сейчас вам  будет предъявлена таблица с  числа­ми. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и по­том записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка. По количеству правильно  воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной па­мяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 еди­ниц материала. Средний уровень: 6 - 7 единиц.

 

 

 

3. Методика «Оперативная  память», или Как запомнить много за короткий срок.

Цель. Изучение оперативной  памяти (для взрослых испытуемых).

Инструкция. «Сейчас я  назову вам пять чисел. Ваша задача - постараться запомнить их, затем  в уме сложить первое число  со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с  пятым, снова записать сумму. Таким  образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для  вычислений - 15 секунд. После чего я  зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте вниматель­ны, числа зачитываются только один раз».

 

Числовые ряды.

а) 5, 2, 7, 1, 4 е) 4, 2, 3, 1, 5

б) 3, 5, 4, 2, 5 ж) 3, 1, 5, 2, 6

в) 7, 1, 4, 3, 2 з) 2, 3, 6, 1, 4

г) 2, 6, 2, 5, 3 и) 5, 2, 6, 3, 2

д) 4, 4, 6, 1, 7 к) 3, 1, 5, 2, 7

 

Ключ.

а) 7 9 8 5 е) 6 5 4 6

б) 8 9 6 7 ж) 4 6 7 8

в) 8 5 7 5 з) 5 9 7 5

г) 8 8 7 8 и) 7 8 9 5

д) 7 9 7 8 к) 4 6 7 9

 

Обработка данных. Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма  взрослого человека – от 30 и выше.

 

 

Методика «Образная  память», или

Как отличить предмет от его  изображения.

Цель. Изучение кратковременной  образной памяти.

Описание. В качестве единицы  объема памяти принимается образ (изображение  предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (рис. 3). Затем в течение одной  минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

 

Инструкция. «Сейчас я  покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно  больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы - 20 секунд».

 

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.


Информация о работе Узнавание фигур, или Как проверить свою память