Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:52, реферат
Существует несколько подходов к определению возрастной периодизации и определению ведущего типа деятельности.
Ведущая деятельность — это та деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
Введение 4
2. Периодизация психического развития 7
2.1. Психическое развитие в младенческом возрасте 8
2.2. Ведущая деятельность и развитие в раннем детстве 9
2.3. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника 10
2.4. Психическое развитие младшего школьника 12
2.5. Переход от детства к взрослости. Психическое развитие подростка 14
Заключение 16
Реферат
На тему:
«Ведущие виды деятельности в возрастные периоды»
План
Существует несколько подходов к определению возрастной периодизации и определению ведущего типа деятельности.
Ведущая
деятельность — это та деятельность, развитие
которой обусловливает главнейшие изменения
в психических процессах и психологические
особенности личности на данной стадии
развития.
1.
Подходы к периодизации
детства и определению
ведущего типа
деятельности
Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является ли оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро или макропроцессом. Время никоим образом не регламентирует ход психического развития, но фиксирует все события в строго заданной последовательности.
В. Штерном была предложена периодизация в психологии развития, основанием которой является психологический, а не биологический критерий — собственная активность человека. Так, к примеру, В. Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. В. Штерну же принадлежит и периодизация, в основание которой положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы грамматизации и т.д.
Л. С. Выготский предложил периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:
1) кризис новорожденное,
2)
стабильный период
3) кризис первого года жизни,
4) стабильное раннее детство,
5) кризис трех лет,
6)
стабильный дошкольный возраст,
7) кризис семи лет,
8) стабильный младший школьный период,
9) пубертатный кризис,
10) стабильный подростковый возраст,
11) кризис 17 лет и т.д.
В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я.
Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях:
1) психосоциальные кризисы;
2) круг референтных лиц;
3) элементы социального порядка;
4) психосоциальные модальности;
5) психосексуальная динамика.
В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:
1)
первая фаза (младенчество, первый
год жизни) характеризуется
2)
вторая фаза (раннее детство: 2—3-й
годы жизни) характеризуется
3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;
4)
четвертая фаза (школьный возраст:
с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозрелости)
характеризуется чувством
5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
6)
шестая фаза (молодость: 20—30 лет)
характеризуется близостью,
7) седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
Целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают — новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.
Л. С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин развели в новообразовании новый тип деятельности и центральные психологические изменения, впервые возникающие в этой деятельности. Такое разведение определило их понимание движущих сил развития: основой психического развития является, по их мнению, смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; но и достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Социальная ситуация развития, как пишет Л . И . Божович, была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского. Ведущая деятельность — это:
1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;
2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление);
3)
деятельность, от которой зависят
наблюдаемые в данный период
развития основные
Таким образом, ведущая деятельность — та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5)
подростковый возраст с
6)
юношеский — с учебно-
А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.
Д. Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:
1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;
2) основной (ведущий) тип деятельности;
3)
основные новообразования
4) кризис.
Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научится с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс,в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок -предмет” и “ребенок -взрослый”.
Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:
К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.
К
интересным выводам пришел в своих
работах Д.И. Фельдштейн.
По его мнению, активизация одной стороны
деятельности не вытесняет, не заменяет
другую ее сторону, обеспечивая лишь новые
возможности для развития личности. В
этом процессе четко прослеживаются закономерности
обратного действия. Она имеет место на
всех этапах онтогенеза. Например, у младшего
школьника в процессе учебной деятельности
активизируется предметно-практическая,
познавательная сфера. В процессе познавательной
активности ребенка появляются такие
новообразования, как произвольность,
рефлексия, а они вызывают потребность
осознать собственное поведение и овладеть
нормами взаимоотношений, что характерно
для подростка. У него активно формируется
самосознание, развивается социальная
активность. Поскольку активность развивается
в общественно полезной деятельности,
где подросток реализует себя для других,
то он начинает стремиться к практической
деятельности, которой занимается старший
школьник.
Информация о работе Ведущие виды деятельности в возрастные периоды