Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:02, реферат
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:
♦ речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);
♦ неречевому (невербальному).
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи
сложным социально-
♦ речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);
♦ неречевому (невербальному).
Речь как средство
общения одновременно выступает
и как источник информации, и как
способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и
смысл слов, фраз. («Разум человека
проявляется в ясности его
речи», — отмечали еще древние
ораторы.) Играет важную роль точность
употребления слова, его
и ее доходчивость,
правильность произношения звуков, слов,
выразительность и смысл
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.
Исследования
показывают, что в ежедневном акте
коммуникации человека слова составляют
7%, звуки интонации — 38 %, неречевое
взаимодействие — 53%.
К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
4. Публичная
зона (свыше 400 см): подразумевает общение
с большой группой людей: в лекционной
аудитории, на митинге и пр.
Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.
и ее доходчивость,
правильность произношения звуков, слов,
выразительность и смысл
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.
Исследования
показывают, что в ежедневном акте
коммуникации человека слова составляют
7%, звуки интонации — 38 %, неречевое
взаимодействие — 53%.
К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3. Проксемика исследует
расположение людей в пространстве при
общении.
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
4. Публичная
зона (свыше 400 см): подразумевает общение
с большой группой людей: в лекционной
аудитории, на митинге и пр.
Мимика — это
движение мышц лица, отражающее внутреннее
эмоциональное состояние, способное предоставить
истинную информацию о том, что переживает
человек. Мимические выражения несут более
70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо
человека способны сказать больше, чем
произнесенные слова. Так, замечено, что
человек пытается скрыть информацию (или
лжет), если его глаза встречаются с глазами
партнера менее трети времени разговора.
Взгляд бывает:
♦ деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
♦ светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения;
♦ интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении;
♦ взгляд искоса:
свидетельствует о критическом или подозрительном
отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот,
глаза, нос, подбородок — эти части
лица выражают основные человеческие
эмоции: страдание, гнев, радость, удивление,
страх, отвращение, счастье, интерес, печаль
и т. п. Легче всего распознаются
положительные эмоции (радость, любовь,
удивление), труднее воспринимаются
отрицательные (печаль, гнев, отвращение).
Основную нагрузку в распознавании истинных
чувств человека несут брови и губы.
Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:
1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».
4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).
5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.
6. Микрожесты:
покраснение щек, увеличенное количество
морганий в минуту, подергивания губ и
пр.
Практика показывает,
что когда люди хотят показать
свои чувства, они прибегают к
жестикуляции. Вот почему человеку
следует научиться понимать ложные,
притворные жесты. Особенность их заключается
в следующем: они преувеличивают
слабые волнения (демонстрация усиления
движений рук и корпуса); подавляют
сильные (благодаря ограничению
таких движений); эти ложные движения,
как правило, совершаются конечностями,
потом задействуются мышцы
При общении часто возникают следующие виды жестов:
♦ жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и
др.;
♦ жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
♦ жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;
♦ жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
♦ жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
♦ жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
♦ жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
♦ жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз и др.;
♦ жесты неискренности:
«прикрывание рукой рта», дотрагивание
до носа как более утонченная форма прикрывания
рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о
сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону
от собеседника, «бегающий взгляд» и др.
Умение понимать расхожие жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные, поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (см.: Нирен-берг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. — М., 1990).
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения