Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 16:15, реферат
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.
Отклоняющееся поведения приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы в центр внимания социологов, психологов, медиков, криминологов. Сейчас усиливаются негативные поведения как-насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.
Виды девиаций поведения
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе считается святым, а в другом-никчемным бездельником. Нас первую очередь интересуют причины негативного поведения.
Отклоняющееся
поведения приобрело в
Объяснить
причины, условия и факторы, порождающие
эти социальные явления, стало насущной
проблемой. Ее рассмотрение предполагает
поиск ответов на ряд функциональных
вопросов, среди которых вопрос о
сущности категории «социальная
норма» и об отклонениях от нее. В
стабильно функционирующем
Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
В кризисные
моменты скачкообразного
Психологический
подход основан на выделении социально-
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели поведения и его мотивации;
- результаты данного поведения и ущерб им причиненный;
- индивидуально-стилевые харктеристики.
В рамках
психологического подхода используются
различные типологии
Один
из наиболее полных и интересных вариантов
систематизации видов отклоняющегося
поведения личности , принадлежит
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы
делят все поведенческие
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делятся на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.
В соответствии с перечисленными критериями выделим три группы отклоняющегося поведения: антосоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение-поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружаюжих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых
людей (старше 18 лет) такое поведение
проявляется в форме
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки.
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное
(саморазрушительное)-
Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповым ценностям. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, реже- суицидальное поведение.
В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возраста периода аутодеструкция малохарактерна.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющего поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Можно заметить,
что некоторые виды отклоняющегося
поведения могут переходить с
крайней границы нормы в
Как отмечалось
выше, болезненные расстройства, в
том числе поведенческие, перечислены
и описаны в классификации
болезней. Поэтому все, кто профессионально
занимается отклоняющимся поведением,
по меньшей мере должны иметь общее
представление о видах
Медицинская
классификация поведенческих
- психические
и поведенческие расстройства
вследствие употребления
- поведенческие
синдромы, связанные с физиологическими
нарушениями и физическими (
- расстройство
привычек и влечений (патологическая
склонность к азартным играм;
патологические поджоги-
- расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Известный отечественный учёный-педагог В.П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы:
1. Метод
общественного влияния (
2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод
коррекции путём рациональной
организации детского
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:
1. Формулировка
социально-педагогической и
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор
методов и технологий
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип
системности коррекционных,
- единство
диагностики и коррекции,
- единство
возрастно-психологического и
- принцип
коррекции «сверху вниз» (
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный принцип осуществления коррекции;
- нравственно-гуманистическая
направленность психолого-
- понимание и сочувствие;
- прагматизм
психолого-педагогического
- своевременность
психолого-педагогической
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия материала и др.
Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции [23, стр. 457].
По содержанию различают коррекцию:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
1) внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
2) детско-родительских отношений.
По форме работы различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
1) в закрытой естественной группе (семья, класс);
2) в открытой
группе для участников со
3) смешанную
форму (индивидуально-
По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
По характеру управления корригирующими воздействиями:
- директивную;
- недирективную.