Виды и роль эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отра­жательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Содержание

1. Общее представление об эмоциях

2. Роль эмоций

3. Проявление эмоций

4. Механизмы эмоции

5. Управление эмоциями

6. Эмоции и личность

7. Расположение эмоций по выражению лица

8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Виды и роль эмоций в жизни человека.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

У.  Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса - Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одно­временно.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряже­ния определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходи­мой для достижения цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствитель­ности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловеро­ятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматрива­лись бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

 

5. Управление эмоциями

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к друго­му, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:

      сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;           

      снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значи­мости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;

      получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

      разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);

      откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

      физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мыш­цы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь по­лезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

      написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, выз­вавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замк­нутых и скрытных;

      слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Гре­ции (Гиппократ);

      изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);

      активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

      мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тре­нировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при по­мощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспри­нимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Дей­ствительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему.

 

6. Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органиче­скую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предмет­ные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аф­фективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преиму­щественно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием определен­ными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявля­ются в восхищении одними предметами, людьми и видами дея­тельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувст­ва связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека связаны с его потребностя­ми. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворе­ния потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональ­ных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более все­го эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональ­ных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дез­организуют (аффекты и стрессы). Такие эмо­ции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмо­ция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности. 

Сама система и динами­ка типичных эмоций характеризует человека как личность. Осо­бое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нрав­ственной устойчивостью человека, его принятием на себя мо­ральных обязательств перед другими людьми и неукоснитель­ным следованием им. Совестливый человек всегда последова­телен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои по­ступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состоя­ния человека, выступая как их органическая часть.

Юмор — это эмоциональ­ное проявление такого отношения к чему-либо или  к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, при­влечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя на­звать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличе­ние, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возника­ющее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно прав­диво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимо­отношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторы­ми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спи­ноза:

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завиду­ют и... относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого...».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, кото­рой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимо­му им предмету и зависть к этому другому...»

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно по­лучал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и лю­бить его...»

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его...»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью...»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризу­ет его как личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего заду­мывается о каких-то психических или физических характеристи­ках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимо­сти. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одно­го человека с другим подобным ему существом. Она не сводит­ся к физической сексуальности и психологической чувственно­сти. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, фор­мой выражения именно любви с присущим человеку человече­ским достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ­ционированием организма и с такими его особенностями, ко­торые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не слу­чайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизнен­но устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое ут­верждение неверно. Все связываемые   с   ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в со­стоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает лич­ностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связан­ном с включением в сферу эмоциональных переживаний чело­века новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управле­ния и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуля­цию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

 

7. Расположение эмоций по выражению лица

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реак­ций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции об­наруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является веду­щим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процеду­ры общения партнеров.

Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствую­щих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важ­нейшим инструментом общения.

Информация о работе Виды и роль эмоций в жизни человека