Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:59, реферат

Описание

Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т.е. включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту, и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.

Содержание

Виды нарушений у детей 3
Основные стадии психического развития. 3
Дизонтогенез 6
Умственная отсталость 9
Задержки психического развития (пограничные и парциальные) 9
Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства. 10
Акселерация 11
Инфантилизм 11
Соматопатии 12
Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии 13
Общие принципы лечения и профилактики психического дизонтогенеза 14
Поведенческие нарушения у детей 17
Гиперкинетическое расстройство поведения. 19
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. 19
Несоциализированное расстройство поведения. 19
Социализированное расстройство поведения. 19
Делинквентное поведение. 20
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). 20
Девиации сексуального поведения. 21
Психогенное патологическое формирование личности. 22
Литература: 23

Работа состоит из  1 файл

patopsikhologiya.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

    Депривация  может быть полной и частичной, сенсорной  и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

    Проявления  психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно (1983), клиническая  картина психического дизонтогенеза  зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.

    В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое  развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

    Таким образом, к основным формам дизонтогенеза  относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

    В последнее время выделена еще  одна форма психического дизонтогенеза  — диатез, представляющий собой  выражение предрасположения к тем  или иным психическим заболеваниям.

    В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам.

    Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям.

    Психические нарушения при дизонтогенезе  отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.

    Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим  образом:

  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • Искажения и другие нарушения психического развития
  • Аутистические расстройства
  • Акселерация
  • Инфантилизм
  • Соматопатии
  • Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

    Общей особенностью психических расстройств  у детей, особенно в младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики развития психических  функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального дистресса и микросоциальных влияний.

Умственная  отсталость

    Умственная  отсталость — состояние, обусловленное  врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

    Термин  «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира.

    В настоящее время, кроме термина  «умственная отсталость» (mental retardation), используются также и другие обозначения  рассматриваемых состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект» (mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability). Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.

    В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей».

    Независимо  от особенностей того или иного определения  умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием  отмечаются два момента: раннее возникновение  интеллектуальной недостаточности  и нарушение адаптационного поведения.

Задержки  психического развития (пограничные и парциальные)

    Задержки  психического развития — пограничные  с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы  интеллектуальной недостаточности  между дебильностью и нормой.

    Задержки  психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.

    Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

    В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться  через ускоренную фазу созревания —  скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться  некоторое недоразвитие той или  иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.

Искажения и другие нарушения  психического развития. Аутистические расстройства.

    Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

    В настоящее время существует следующая  классификация аутистических расстройств.

  • Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)
  • Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)
  • Синдром Ретта
  • Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)
  • Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)
    • При органических заболеваниях мозга
    • При хромосомных аномалиях
    • При обменных нарушениях
    • При других формах патологии
  • Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).

Акселерация

    Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального  и сексуального развития, в целом  или парциально. Для парциальной  акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.

    Феномен акселерации особенно в старших  детских возрастах многократно  освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.

    Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.

    Прогноз изменения психического развития в  виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с  возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация  сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

Инфантилизм

    Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием  в развитии эмоционально-волевой  сферы и сохранением детских  качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

    В отличие от умственно отсталых у  детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Информация о работе Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей